Даунсайзинг. Получится ли сохранить лояльность, уменьшая количество товара?

Все чаще встречаются случаи даунсайзинга, т.е. уменьшения количества или объема продукта в упаковке без изменения цены. К нему прибегают пивоваренные компании, производители молока, безалкогольных напитков, других продуктов питания, косметики и бытовой химии.
На вопросы относительно данного явления отвечает Олег Макаров, старший партнер Консалтинговой Группы TCG.
Насколько распространен даунсайзинг?
Сегодня даунсайзинг очень распространен в России. Трудно найти товарную группу, которой это не коснулось. На ум приходит только алкоголь, но его меньше всего затронуло повышение цен на продукты питания.
Насколько эффективно использование даунсайзинга?
Вопрос эффективности неоднозначен. Когда все конкуренты идут этим путем, особенно, если говорить о ценовых сегментах от среднего и ниже, любой компании трудно удержаться от того, чтобы присоединиться.
Пожалуй, единственный ритейлер, кто хоть как-то «борется» с даунсайзингом производителей — Auchan, размещающий на ценниках также цену за килограмм/литр — покупатели получают более честную информацию.
Какие перспективы даунсайзинга?
Я не вижу никаких возможных причин, чтобы в среднем ценовом сегменте и ниже — это прекратилось или уменьшилось, ну, или хотя бы прекратило все больше распространятся. В ценовых сегментах средний+ и выше, тема «честная упаковка» имеет шанс на то, чтобы привлечь внимание покупателей.
Такие попытки можно заметить в некоторых товарных группах. Также, как правило, чем дороже товар «за единицу измерения», тем меньше отклонение от «ранее стандартной нормы».
В товарах, в которых упаковка занимает значительную часть стоимости, также отклонение от привычной нормы ниже. (уменьшение объема слишком мало влияет на себестоимость). Пример: питьевая вода.
Как реагируют покупатели на случаи даунсайзинга?
Часть покупателей не замечает этого, по сути, обмана. «На грани обмана», если быть точным, потому что формально не придерешься: на упаковке вес или объем всегда указан и если покупатель не заметил 900 вместо 1000, производитель всегда скажет, что это проблема покупателя.
Те, кто замечает, реагируют по-разному. От «меня обманывают», до «ну, что же делать, все дорожает» или «мне килограмм был и не нужен, обойдусь девятьюстами граммами».