Регулирование работы интернет-агрегаторов товаров (услуг)

Смотрите в каталоге
Маркетплейсы

Роспотребнадзор подготовил законопроект о регулировании работы интернет-агрегаторов товаров (услуг). Суть предлагаемого регулирования, по утверждению ведомства, изложенном на его сайте, в следующем: лицо, предоставляющее потребителям через Интернет информацию за деньги о товарах (услугах), но не заключающее договор купли-продажи (оказания услуг) с гражданином, должно нести адекватную ответственность за предоставление дефектной информации, а также за нанесение гражданину убытков. 

Право потребителя на информацию в целом установлено нормами статей 8-11 Закона «О защите прав потребителей», а последствия нарушения такого права – нормами статьи 12 Закона.

Законопроект определяет описанное лицо как агрегатора – информационного посредника, который не является продавцом (исполнителем), но несет ответственность за последствия причинения им вреда потребителю.

Если агрегатор доводит контакт с потребителем до логического конца, то есть направляет потребителя к соответствующему продавцу (исполнителю), то ответственность с него переходит на продавца (исполнителя), поскольку именно они по закону несут окончательные обязанности по предоставлению информации потребителям.

Если информационный посредник («агрегатор») предоставляет информацию потребителям на безвозмездной основе, то такой посредник не будет подпадать под новые нормы законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

Законопроект не затрагивает деятельность интернет-магазинов, кроме одного момента – продавцы, предлагающие потребителям товары через Интернет, должны указывать на своих сайтах свои реквизиты, чтобы потребители знали, с кем имеют дело, и могли осуществить в случае необходимости соответствующую коммуникацию (контакты).

Законопроект не затрагивает деятельность иностранных лиц. Однако предполагается, что введением требований к национальным субъектам предпринимательской деятельности, повышающих транспарентность их деятельности и стимулирующих ведение клиентоориентированного бизнеса, российский сектор электронной коммерции получит явные преимущества перед зарубежными интернет-ресурсами. Очевидно предположить, что гражданин захочет иметь дело с лицом, назвавшим свое имя (фирменное наименование), местонахождение и способы коммуникации с ним (контакты).

Алексей Ручкин, директор по электронной коммерции АДАМАС:

Я полностью поддерживаю идею о необходимости ввести в закон понятие агрегатора и прописать, за что он отвечает, а за что нет. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: российские игроки вынуждено выполняют несвойственную им функцию — определять соответствие продукта нормам российского законодательства, в то время как международные площадки (Aliexpress, Ebay, Taobao), заняв существенную долю рынка, напротив никаким образом не учитывают наши требования.

То есть сегодня можно купить технику, которая не факт, что будет работать в российских условиях, товары, запрещенные к реализации на территории нашей страны, не говоря уже о сложностях перевода инструкций, где может не быть даже английского языка, отсутствии обязательной маркировки и т.п.

Зато, например, Яндекс.Маркет, главный российский агрегатор, вынужден брать на себя ответственность за соответствие продаваемого ритейлером продукта требованиям законодательства. И ему зачастую проще отказаться от размещения предложения, обезопасив себя от претензий со стороны контролирующих органов (которые очень любят эту площадку за ее наглядность), чем вникать в законодательные противоречия. И получается, что целые товарные категории не могут присутствовать на Яндекс.Маркет, а если тебя нет на Маркете, ты лишен 30-40% продаж сразу.

Поэтому, на мой взгляд, самое время законодательно прописать зоны ответственности агрегатора. Это, безусловно, потребует от всех сторон пересмотра процессов (в чем-то будет проще, где-то потребуются дополнительные ресурсы), но по крайней мере на рынке появятся понятные координаты.

Компании и сервисы: Яндекс.Маркет, Taobao
Автор: Александр

Подписаться на новости

Налоговая пришла к продавцам тортов в Инстаграме

Налоговая служба в Твери пришла с проверкой к домашнему кондитеру, который продавал самодельные торты в Инстаграме. Его заставили предоставить декларации о доходах с суммами доходов за два последних налоговых периода (календарных года).

далее →

17 апреля / Комментарии

АКИТ предложила ввести ответные "санкции" для "недружественных" интернет-магазинов

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила обложить НДС и лишить беспошлинного ввоза товаров интернет-магазины, расположенные на территории стран, поддерживающих “недружественные” по отношению к России действия.

далее →

13 апреля / Комментарии

Суд заблокировал Telegram

Таганский суд Москвы удовлетворил иск Роскомнадзора, о ограничение доступа к Telegram на территории РФ. 

далее →

10 апреля / Комментарии

Минфин хочет ускорить введение пошлин за интернет-покупки

Минфин России предложил с 1 июля текущего года снизить порог беспошлинной интернет-торговли вдвое — с 1000 до 500 евро. Изначально снижение порога планировалось на 2019 год. Об этом говорится в проекте постановления правительства.

далее →

2 апреля / Комментарии

У иностранных интернет-продавцов детских товаров попросят сертификаты

Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минэкономики и Федеральной таможенной службе представить предложения, как не допустить на российский рынок опасные для жизни и здоровья потребителей товары. В первую очередь речь идёт о детских товарах из иностранных интернет-магазинов

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook