Регулирование работы интернет-агрегаторов товаров (услуг)

Смотрите в каталоге
Маркетплейсы

Роспотребнадзор подготовил законопроект о регулировании работы интернет-агрегаторов товаров (услуг). Суть предлагаемого регулирования, по утверждению ведомства, изложенном на его сайте, в следующем: лицо, предоставляющее потребителям через Интернет информацию за деньги о товарах (услугах), но не заключающее договор купли-продажи (оказания услуг) с гражданином, должно нести адекватную ответственность за предоставление дефектной информации, а также за нанесение гражданину убытков. 

Право потребителя на информацию в целом установлено нормами статей 8-11 Закона «О защите прав потребителей», а последствия нарушения такого права – нормами статьи 12 Закона.

Законопроект определяет описанное лицо как агрегатора – информационного посредника, который не является продавцом (исполнителем), но несет ответственность за последствия причинения им вреда потребителю.

Если агрегатор доводит контакт с потребителем до логического конца, то есть направляет потребителя к соответствующему продавцу (исполнителю), то ответственность с него переходит на продавца (исполнителя), поскольку именно они по закону несут окончательные обязанности по предоставлению информации потребителям.

Если информационный посредник («агрегатор») предоставляет информацию потребителям на безвозмездной основе, то такой посредник не будет подпадать под новые нормы законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

Законопроект не затрагивает деятельность интернет-магазинов, кроме одного момента – продавцы, предлагающие потребителям товары через Интернет, должны указывать на своих сайтах свои реквизиты, чтобы потребители знали, с кем имеют дело, и могли осуществить в случае необходимости соответствующую коммуникацию (контакты).

Законопроект не затрагивает деятельность иностранных лиц. Однако предполагается, что введением требований к национальным субъектам предпринимательской деятельности, повышающих транспарентность их деятельности и стимулирующих ведение клиентоориентированного бизнеса, российский сектор электронной коммерции получит явные преимущества перед зарубежными интернет-ресурсами. Очевидно предположить, что гражданин захочет иметь дело с лицом, назвавшим свое имя (фирменное наименование), местонахождение и способы коммуникации с ним (контакты).

Алексей Ручкин, директор по электронной коммерции АДАМАС:

Я полностью поддерживаю идею о необходимости ввести в закон понятие агрегатора и прописать, за что он отвечает, а за что нет. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: российские игроки вынуждено выполняют несвойственную им функцию — определять соответствие продукта нормам российского законодательства, в то время как международные площадки (Aliexpress, Ebay, Taobao), заняв существенную долю рынка, напротив никаким образом не учитывают наши требования.

То есть сегодня можно купить технику, которая не факт, что будет работать в российских условиях, товары, запрещенные к реализации на территории нашей страны, не говоря уже о сложностях перевода инструкций, где может не быть даже английского языка, отсутствии обязательной маркировки и т.п.

Зато, например, Яндекс.Маркет, главный российский агрегатор, вынужден брать на себя ответственность за соответствие продаваемого ритейлером продукта требованиям законодательства. И ему зачастую проще отказаться от размещения предложения, обезопасив себя от претензий со стороны контролирующих органов (которые очень любят эту площадку за ее наглядность), чем вникать в законодательные противоречия. И получается, что целые товарные категории не могут присутствовать на Яндекс.Маркет, а если тебя нет на Маркете, ты лишен 30-40% продаж сразу.

Поэтому, на мой взгляд, самое время законодательно прописать зоны ответственности агрегатора. Это, безусловно, потребует от всех сторон пересмотра процессов (в чем-то будет проще, где-то потребуются дополнительные ресурсы), но по крайней мере на рынке появятся понятные координаты.

Компании и сервисы: Яндекс.Маркет, Taobao
Автор: AlexK

Подписаться на новости

25 ноября / Комментарии

Минпромторг хочет поддержать российские маркетплейсы

Минпромторг разработал проект постановления правительства, в котором предлагает субсидировать затраты маркетплейсов на логистику и хранение товаров. Таким образом ведомство собирается поддержать экспорт продукции российских поставщиков.

далее →

19 октября / Комментарии

Правительство готово поддержать онлайн-продажи рецептурных препаратов

Минздрав и Минпромторг готовы поддержать начало дистанционной продажи рецептурных препаратов после того, как все категории лекарств будут охвачены маркировкой.

далее →

9 октября / Комментарии

В России планируют разработать ГОСТ для экоигрушек

В России планируют разработать ГОСТ для экоигрушек. Он регламентирует производство игрушек из натуральных материалов, которые не будут оказывать негативного влияния на здоровье детей и экологию.

далее →

4 сентября / Комментарии

Продажи на Авито и Юле предложили обложить налогом

Продажу б/у вещей на интернет-платформах собираются обложить налогом. С такой инициативой выступило Министерство финансов. Речь в данном случае идет о таких популярных сайтах, как «Юла» и «Авито».

далее →

18 августа / Комментарии

Поставщики хотят добросовестных практик от интернет-магазинов

На фоне растущей доли онлайн-продаж продуктов питания, участники рынка задумались о распространении действующих в традиционной торговле норм саморегулирования и на этот сегмент бизнеса. Поставщики недовольны, что онлайн-площадки меняют договоры и тарифы в одностороннем порядке — это мешает планировать бизнес-процессы.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook