Новости → Офлайн-ритейл

Компании и рынки RSS

ФАС против ритейлеров и поставщиков. Мнение эксперта

«На данный момент хотела бы предостеречь как поставщиков, так и ритейлеров от публичных заявлений о повышении своих цен. За них от ФАС России грозит предостережение», — цитирует ТАСС Анну Мирочиненко, начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России.

Прецеденты вынесения такого предостережения имеются. Так на сайте ФАС России можно, например, найти информацию о направлении предостережения в конце 2014 года генеральному директору Некоммерческой организации «Российская ассоциация производителей чая и кофе «Росчайкофе» Рамазу Чантурия.

Поводом для этого стало, как сказано на сайте ФАС, публичное заявление гендиректора, опубликованное в электронной версии газеты «Известия», о повышении в ближайшее время оптовых цен на чай и кофе.

Олег Макаров, старший партнер консалтинговой группы TCG отмечает, что формулировка этого предупреждения (согласно цитатам в СМИ) достаточно обтекаема.

С одной стороны, чтобы само предупреждение не явилось нарушением законодательства («В случае, если повышение цен поставщиками будет являться следствием нарушения антимонопольного законодательства, мы примем меры»). Ведь Запрет кому бы то ни было говорить на какую-то тему, не обоснованный сохранением государственной тайны, сам по себе является прямым нарушением ст. 29 Конституции РФ, а именно ее п.п. 4 и 5:

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В ФАС работают юридически грамотные люди, естественно, они не могут совершать подобные нарушения.

Поэтому формулировка ФАС выглядит так, что, по сути они предупреждают, что не будут наказывать именно за сообщения о том, что кто-то собирается повышать цену, а будут трактовать это сообщение как начальную фазу сговора о повышении цен.

То есть вот этот ритейлер сказал, что вынужден в ближайшие время будет повысить цены на бублики, прошло две недели, бублики подорожали у всех ритейлеров.
ФАС предупреждает, что будет видеть в таких ситуациях причинно-следственную связь.
И оформлять в таких случаях обвинение за «сговор с целью повышения цен».

В принципе, все прекрасно понимают, что даже заявление постфактум «мы были вынуждены повысить цены на бублики» с таким подходом вполне можно будет оформить точно так же: «Вы заявили, что повысили эти цены, в результате все остальные тоже повысили» — и неважно, что основные игроки любого рынка без участия СМИ прекрасно отслеживают изменения цен друг у друга. Это отлаженный механизм.

С другой стороны, предупреждение сформулировано, так чтобы заставить ньюсмейкеров бизнеса не высказываться в СМИ по поводу роста цен.

Это не значит, что роста цен не будет. Если падает рубль, если растет цена на топливо, рост цен на продукцию неизбежен. Это лишь значит, что в СМИ этот рост будет освещаться либо очень мало, либо вообще не будет. Эффективность действия ФАС направлена не на сдерживание цен, а на управление информационным полем.

В то время как при падении рубля, неизбежен рост цен на продукцию даже, не имеющую в своей себестоимости импортной составляющей (а есть ли такая?). Причина проста: основные игроки (в ритейле почти все, среди серьезных производителей — многие) являются открытыми компаниями, ценные бумаги которых торгуются на международном рынке. И даже показывая рост выручки (и прибыли) в рублях, ритейлеры видят снижение цен на свои бумаги в валюте. Беда вовсе не в том, что «им обидно, когда бумаги дешевеют и приятно, когда дорожают», а в том, что под эти бумаги взяты валютные кредиты. В случае, если бумаги, дешевея, становятся недостаточным обеспечением по кредиту, банк может выставить требование увеличить залог и даже потребовать возврата кредита.

Кроме того, не стоит забывать, что кредиты в иностранных банках — всегда (а зачастую — и в отечественных) берутся в валюте. И отдавать их нужно будет в валюте. Это также оказывает давление и на ритейл и на производителей, вынуждая их повышать цены, чтобы заработать недостающие по причине удешевления рубля деньги.

Автор: Александр

Подписаться на новости

21 января / Комментарии

IKEA объединила самые популярные товары в один

Бельгийское подразделение IKEA создало самый «инстаграмный продукт» — Müpolash. В нём собраны все товары, которые набирают наибольшее число лайков в Instagram.

далее →

21 января / Комментарии

Hugo Boss сам займется развитием бренда в России

Немецкий концерн Hugo Boss AG объявил о том, что теперь сам будет развивать в России свои магазины, рассчитанные на молодежную аудиторию. Эксперты полагают, что таким образом компания увеличит влияние на перспективном рынке.

далее →

21 января / Комментарии

Аналитика «М.Видео-Эльдорадо»: за пять лет экраны смартфонов увеличились на 20%

Группа «М.Видео-Эльдорадо» проанализировала динамику роста диагоналей приобретаемых за последние пять лет девайсов с экранами. Для потребления информации и решения повседневных задач россияне всё чаще используют смартфоны, этому способствует увеличение экрана на 20% за последние пять лет.

далее →

20 января / Комментарии

H&M предложила оплачивать покупки позже

Сеть магазинов H&M предложила американским покупателям оплачивать покупки позже. Оплату покупки можно совершить в течение 30 дней в физическом магазине или через приложение ритейлера.

далее →

17 января / Комментарии

У фастфуд-сети «Крошка-Картошка» появился новый совладелец

У российской фастфуд-сети «Крошка-Картошка» в конце 2019 г. появился новый совладелец. 50% ООО «Краш» и ООО «Сатурн», работающих под брендом «Крошка-Картошка», получил предприниматель Денис Деко.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook