Как франчайзеры оценивают уходящий год
Российские франчайзеры рассказывают, чем запомнился уходящий год, какие были достижения и сложности.
Дмитрий Иванов, e96.ru
Этот год был интересным для нас как франчайзера. Мы начали «раскатывать» свою сеть в промышленном масштабе. Ее размер к концу 2016 года должен покрыть 200 городов и обеспечить + 2 млрд рублей выручки. Однако на этом пути мы столкнулись с рядом сложностей. Самое главное – предпринимательская апатия. Когда мы рисовали портрет своего потенциального франчайзи, представляли себе бизнесмена с опытом работы в сегменте БТиЭ. У него, как правило, есть собственная или арендованная торговая точка.
Но с начала 2015 года в целом по стране стал падать покупательская способность, а в небольших городах с населением 50 тыс. человек, как правило, все еще хуже. Особенно если это моногорода: забуксовало градообразующее предприятие — и встало все. Когда мы общаемся с нашими потенциальными партнерами на местах, они говорят, что продажи упали на 50–70%. Территория в коматозе. Холодильники и телевизоры продавать сложно: на это просто физически денег стало меньше. Поэтому часть предпринимателей на местах просто готова все продать или закрыть бизнес, а ближайшие шесть месяцев или год – провести в Тайланде.
Благо, мы обладаем широчайшим ассортиментом, который страхует риски падения каких-то определенных категорий товаров. Ассортимент работает как палочка-выручалочка, помогая заключать новые партнерства. Однако нам пришлось сделать второй портрет потенциального партнера и рассматривать в качестве таковых молодых стартаперов без опыта работы в ритейле, однако у них есть небольшой капитал и огромное желание его преумножить, несмотря на кризис.
Наталья Кутузова, PR Partner
Уходящий год нам запомнился тем, что мы стали активно развивать нашу франчайзинговую сеть и что наши франчайзи в Краснодаре ощутимо выросли за этот год.
Наш офис в Краснодаре (PR Partner Юг) в этом году достиг значительных успехов: у них существенно выросло количество клиентов, качество проектов и уровень профессионализма сотрудников. Им стали по плечу действительно сложные PR-проекты с крупными клиентами. Также PR Partner Юг стал наращивать проекты по продвижению клиентов в социальных сетях (SMM).
Кроме того, мы активно развиваем нашу франчайзинговую сеть и с нового года планируем открыть новый офис, а также ведем переговоры с потенциальными региональными партнерами.
Кристина Большакова, СУШИШОП®
Уходящий год для франшизы СУШИШОП был очень успешным. Запуск программы франчайзинга прошел в октябре 2014 года. За 2015 год было открыто порядка 45 магазинов по франшизе. Помимо этого, компания продолжает развивать собственную сеть и также открывать магазины.
Несмотря на экономическую нестабильность в России, финансовая модель СУШИШОП приносит стабильную прибыль франчайзи. Самая большая гордость - это открытие нескольких магазинов одним франчайзи. Практически половина действующих франчайзи делают повторные покупки - открывают второй, третий (пока рекорд принадлежит франчайзи из Москвы - восемь магазинов СУШИШОП). До конца года мы планируем успеть запустить еще два франчайзинговых проекта.
Елизавета Ясько, TruExit
Компания TruExit продает франшизы как по Москве, так и в регионах. Год был бурный - особенно летние месяцы. Рынок квестов достаточно молодой (первые квесты в Москве открылись в самом конце 2013 года), но за год успел вырасти с 20 до 200 компаний только по Москве, а если смотреть на всю Россию, то эта цифра в разы больше.
Тем не менее, люди начали понимать, что купить франшизу успешного и известного бренда проще и выгоднее, чем создавать новую компанию и выводить ее на рынок, поэтому заявок летом было очень много, да и проданных франшиз тоже. Единственный нюанс - многие до сих пор думают, что это «легкие деньги», что можно вложить 300 000 руб. и окупить их за 2 месяца. Так действительно было еще полтора года назад, но с тех пор рынок сильно изменился и изначальные инвестиции стали намного более существенные. Это сразу отпугивает порядка четверти интересующихся.
Тем не менее, под конец года и в такой бурно развивающийся сфере стал заметен кризис - заявки продолжают приходить, но в меньших количествах, чем летом. Люди стали с большей опаской подходить к новому бизнесу и намного более внимательно изучать и обсуждать бизнес планы.