Игрушки проверят на религиозность и нравственность
Ассоциация предприятий индустрии детских товаров провела исследования рынка и подготовила отзыв на проект поправок в техрегламент «О безопасности игрушек». Основные замечая АИДТ касаются - предложения по введению обязательной психолого-педагогической экспертизы игрушек перед их продажей.
Представители ассоциации считают, что в самом проекте не полностью раскрыта формулировка «критерии риска, влияющие на нравственно-эмоциональное благополучие детей». Конкретно совершенно не учтены национальные, религиозные и прочие аспекты многонационального и многоконфессионального Евразийского экономического союза. Как пример приводится кукла Barbie, её одежда зачастую представлена по европейским стандартам, и это совершенно не соответствует мусульманским ценностям.
Стоит заметить, что внести данную коррективу в техрегламент норму о психолого-педагогической экспертизе игрушек поступило от министерства национальной экономики Казахстана. По их мнению, из продажи должны быть убраны все игрушки способные вызвать агрессию и жестокость. Также под запрет должны попасть и те игрушки, которые связаны с безнравственностью и вызывают нездоровый интерес к сексу. Плюс к этому, необходимо убрать с прилавков те игрушки провоцирующие пренебрежение или негатив к расовым отличиям и недостаткам людей.
В АИДТ уверены, что введение экспертизы негативно скажется не только на ассортименте игрушек, но также и на ценообразовании. Так как все затраты на проведение данной экспертизы повлекут увеличение стоимости для потребителей. Вследствие чего, все игрушки из дешевого сегмента, автоматически перейдут в дорогой.
Мнения экспертов
Дмитрий Ястребов, к.ю.н., главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы»
Необходимо учитывать, что воспитание и образование детей осуществляются с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Поэтому, говоря о критериях психолого-педагогической экспертизы игрушек, очевидно, что игрушка должна соответствовать принятым в современном обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
В тоже время, в игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или же вызывающих страх, панику. При этом, детская игрушка не должна унижать человеческое достоинство, или явно оскорблять религиозные чувства, а также вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей. И, конечно, детская игрушка не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.
Однако, учет т.н. «религиозного» фактора, может привести к очередной претензии на абсолютную духовную монополию со стороны некоторых конфессий, который будут утверждать, что игрушка не соответствует тем или иным религиозным ценностям, что представляется излишним в современном светском обществе
Денис Зеликсон, основатель психологического портала PosPsy
Культурные особенности общества, в котором растет ребенок, безусловно влияют на его психическое развитие. Если сравнить игрушки народов с различными религиями, то в них без труда можно найти некоторые отличия. Однако религиозный аспект является далеко не самым главным для развития мелкой моторики рук или воображения детей.
Гораздо важнее качество товара, принадлежность игрушки к различным методикам раннего развития или ее правильное использование. Что касается экспертизы, то она должна основываться на результатах научных исследований, четкой и понятной всем участникам рынка методологии и претворятся в жизнь высококвалифицированным экспертным сообществом. На сегодняшний день возможностей проведения подобной экспертизы на высоком уровне в России нет