«ИКЕА» будет продавать больше российских товаров
Компания ИКЕА, по сообщению ее пресс-службы, планирует к 2025 году увеличить долю отечественных товаров в российских магазинах до 80% от общего объема. Сейчас этот показатель составляет около 50% (по некоторым категориям — 40%). 15% производимых в России товаров экспортируют в Европу и Северную Америку.
Увеличение показателей будет возможно благодаря развитию собственного производства и расширению сотрудничества с локальными поставщиками. Развитие локального производства дает возможность значительно уменьшать затраты — в первую очередь транспортные расходы и таможенные пошлины.
Товары ИКЕА в России производятся на 60 предприятиях, в том числе 4-х собственных фабриках: в Московской, Ленинградской, Новгородской и Кировской областях. Кроме того, в Великом Новгороде заканчивается строительство пятой фабрики, где будут выпускать гардеробы ПАКС, кухни МЕТОД, а также полки УТРУСТА и КОМПЛИМЕНТ.
Мнения экспертов
Елена Ключарова, консультант отдела исследований рынка CBRE
Ряд мер по оптимизации производственных бизнес-процессов российской IKEA уже проводился ранее: в 2014 году производство мебельных компонентов было перенесено из Карелии в город Тихвин (Ленинградская область), что позволило компании сформировать более эффективную систему снабжения существующих торговых точек. На данный момент завершается строительство мебельной фабрики по производству плит ДСП в Великом Новгороде.
Кроме того, у IKEA есть лесопильное производство в деревне Есипово (Солнечногорский район Московской области), которое компания также планирует укрупнить в ближайшее время. Поставщиками мебели также являются такие компании, как «Шатура» и ОАО «ВКДП».
Ранее в 2015 году пресс-секретарь IKEA Даниэла Рогосич сообщила, что компания намерена инвестировать в свой бизнес в России около $2,3 млрд до 2020 года. Готовность инвестировать в развитие на территории страны плюс ряд мер по оптимизации бизнес процессов, в частности сокращение издержек за счет увеличение доли местной продукции, позволит усилить позиции сети в России.
Николай Журавлев, «МАСТЕРПЛАНС»
В «нулевые годы» в России было невыгодно производить ничего из-за завышенного курса рубля. Что ни возьми – все получалось дорого. Сейчас ситуация изменилась, а у IKEA есть развитый опыт по передаче компетенций местным производителям. Еще в 2006 году мы делали бизнес-план для небольшой мебельной фабрики, на которой IKEA помогла организовать производство изделий, устраивающих ее по качеству и кроме того помогла с кредитом на покупку оборудования.
Сейчас, с учетом отрицательных ставок в Европе и соотношения курса рубль/доллар, аналогичные проекты тем более реализуемы и выгодны. Сдерживающим фактором является низкий уровень закупочных цен IKEA, требовавший от наших производителей напряжения сил. Но сейчас они уже набрались опыта и могут распределять ресурсы так, чтобы обеспечить себе приемлемый уровень рентабельности работая на условиях IKEA.