Изменения об онлайн-кассах подписаны президентом и опубликованы
Официально опубликован федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты РФ".
Данный закон предусматривает поэтапный переход на применение ККТ, которая имеет функцию передачи информации в режиме реального время в налоговые органы.
Мнения экспертов
Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост
Любой закон хорошо только в том случае, если он соблюдается. Перевести все на электронную взаимосвязь с налоговыми органами и сделать контроль за кассовыми операциями проще и прозрачнее, так чтобы мимо кассы платеж проводить было сложнее, – отличная идея. Ни для кого не секрет, что на нашем курьерском рынке компаний, которые сегодня не соблюдают кассовую дисциплину, достаточно много. Но вот будут ли они исполнять этот закон? И будут ли соответствующие органы контролировать его исполнение? У кого-то хоть раз проверяли курьеров на предмет соблюдения кассовой дисциплины – есть ли у него кассовый аппарат, пробиваются ли чеки во время покупки, а не с утра на одном кассовом аппарате для всей компании?
Если исполнение закона не будет жестко контролироваться, все закончится как всегда: «белые и пушистые», которые и так выполняют все предписания и исправно платят налоги, взвалят на свои плечи дополнительную финансовую нагрузку, связанную с заменой кассовых аппаратов. А те, кто работает в «серую» и не выполнял налоговых требований должным образом, так и не будут этого делать и продолжать работать по нерыночным правилам.
Алёна Гордейчик, к.ю.н.,управляющий, ГК "Гордейчик и партнёры"
Закон этот обсуждался долго и мучительно. Практически все эксперты сходятся во мнении, что он повлечет дополнительные траты для бизнеса, усилит государства контроль за оборотом наличности в стране и, одновременно, повысит уровень защищенности потребителей.
Кроме того, можно прогнозировать многочисленные коррекции закона по мере выявления пробелов практикой его применения. Думаю, нас ждет 2-3 веселых года, связанных с многочисленными спорами по поводу вводимых положений.
Роман Шишкин, руководитель департамента «Налоговая безопасность и судебная защита» КСК групп
Принятый закон позволит предпринимателям обмениваться чеками в электронном виде, что стоит оценить положительно. Однако основной эффект от принятия закона иной: усиление налогового контроля и предоставление налоговым органам возможности получения информации о расчетах в онлайн-режиме. Все более тщательная законодательная регламентация электронного документооборота и порядка расчетов свидетельствует о том, что собственникам нужно уделять особое внимание правовой и информационной защите своего бизнеса.
Ева Сызрайская, эксперт компании СКБ Контур
Также следует отметить ряд изменений, которые позволят сократить стоимость обслуживания ККТ. Договор на техническое обслуживание кассы в ЦТО теперь не обязателен, а значит можно сэкономить на этих услугах. Владельцы касс смогут самостоятельно переустанавливать фискальный накопитель, которым заменят ЭЛКЗ. Причем его срок службы для малых предприятий продлен до трех лет.
Стала возможна удаленная регистрация и перерегистрация ККТ в ФНС через интернет без посещения налоговой службы или обращения в центры технического обслуживания ККТ. Эти новшества реформы 54-ФЗ положительно оцениваются бизнесом.
Алексей Шабанов, ведущий менеджер по продукции ГК "Пилот"
Как всегда бывает в нашей стране, введение любого нового закона направлено во благо: в данном случае, на выход из тени неблагонадежных продавцов, скрывающих от налоговых органов часть доходов. Однако, традиционно, после подписания документа остается больше вопросов, чем ответов.
Если говорить про закон о переходе на онлайн-кассы, то на настоящий момент мы имеем только сроки: до 1 февраля 2017 года ритейлеры могут использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) предыдущего поколения. После этого периода на учет разрешается ставить только уже модернизированный вариант с онлайн-передачей данных. А до 1 июля 2017 года нужно модернизировать и поставить на учет уже используемую сейчас технику. Кроме сроков фактически мало, что известно об изменениях, вводимых законом, поскольку касающиеся его технические регламенты пока не доработаны.
Известно, что ритейлерам будет необходимо модернизировать оборудование, печатающее чеки, а также внести изменения в программное обеспечение (ПО). Также поменяется организация работы с центрами технического обслуживания (ЦТО): ритейлер самостоятельно сможет ставить устройства на учет посредством «Личного кабинета», экономя время и деньги.
Однако ему придется платить абонентскую плату ОФД, а тем, у кого не было интернета, придется им обзавестись в обязательном порядке. В целом без дополнительных трат ритейлерам обойтись не получится. Но, пока технические регламенты не будут иметь финальный вид, назвать суммы сложно. По самым приблизительным расчетам, без учета расходов на приобретение оборудования, модернизацию ПО, затраты ритейлеров на одно кассовое место составят от 10 до 12 тысяч рублей.
Алексей Головченко, глава комитета по законодательству и ОРВ генерального совета Деловой России, управляющий партнер группы консалтинговых компаний "ЭНСО"
С подписанием закона об "онлайн-кассах" мы наблюдаем первые шаги по усилению фискальной нагрузки на физ.лиц. Бизнес истощен, а аппетит чиновников не пропал. Принцип системного, перекрестного и автоматизированного анализа, внедренный применительно к бизнесу (например, автоматизированная сверка деклараций в АСК НДС-2 для целей выявления расхождений по вычетам по НДС сегодня) перенесен и на отношения с физиками.
Закономерным развитием этого станет то, что уже через пару лет невозможно будет совершать покупки без полной идентификации личности. А значит – появится возможность соотносить траты физлица и его доходы. ККТ нового формата – инструмент, предназначенный как раз для упрощения и автоматизации этого процесса: траты физлица, фиксируемые и обобщаемые в электронном виде, будут сопоставляться с его официально декларируемыми доходами. Выявленные расхождения помогут определить наличие «серых» доходов (покупки на 50 000 рублей в месяц при официальном доходе в 10 000 рублей о многом говорят, согласитесь) и обложить данью и их.