Как к новым условиям адаптируется одежный сегмент рынка
По мнению, высказанному одним из экспертов в газете «Ведомости» , из-за нового падения курса рубля, одежда среднеценового сегмента может подорожать на 20%.
О том, как адаптируется к новым рыночным условиям, одежный сегмент, рассказывает Виктория Ирбаиева, дизайнер и владелец марки Viktoria IRBAIEVA: начиная с ноября 2014 года, когда курс евро стремительно вырос в 2 раза, жестко стал вопрос — что делать с ценами на коллекцию весна-лето 2015?
Коллекции уже были готовы, уже были получены заказы от ритейла и забукированы ткани для производства в декабре — январе. Но при изменившемся курсе евро (а ткани, как известно, используются импортные, и тут не столь важно — итальянские, турецкие или китайские) себестоимость вырастала на 20-40% — это зависело от структуры себестоимости — какую часть ее составляет стоимость материалов и фурнитуры, а какую — изготовление и логистика (если они производились в рублевой зоне, если же в валютной — то себестоимость просто умножалась на 2).
Но рост себестоимости пропорционально ее валютной части был не единственной проблемой на тот момент — стали стремительно и массово закрываться швейные производства и цеха — это же цепная реакция — если большая часть их заказчиков принимала решение пропустить сезон или уменьшить заказ на производство, то жить им становилось не на что. Поэтому встал вопрос еще и о поиске новых производств на меньшие объемы, а, как известно, чем меньше объемы — тем выше стоимость за единицу и, вуаля, оставаясь в рублевой зоне, мы все равно получали рост и рублевой части себестоимости.
В нашем случае мы обсудили ситуацию с ритейлерами и оптовыми заказчиками (большая часть которых отменила или уменьшила заказы), мы приняли жесткое решение — розничная цена должна остаться без изменений, бизнес не должен стать убыточным и сезон пропускать мы не будем. Соответственно, вся коллекция была создана с нуля, были полностью заменены ткани — при хорошем качестве мы смогли найти достаточные объемы на сокращенные объемы из старых поставок, то есть с рублевой ценой по старому курсу. Мы существенно уменьшили количество моделей, оптимизировали размерный ряд и сроки поставки, разделив все на 2 части. В итоге, в рознице мы получили старые цены на адекватный продукт, но при этом существенно сокращенный объем поставок.
Осень 2015 мы уже создавали с учетом курса валюты, выбрали долларовых поставщиков и полностью реорганизовали производство. Итог — мы опять сохранили розничные цены на уровне прошлого года и при этом сохранили качество материалов и пошива на до-кризисном уровне.
Сейчас, после временного улучшения положения со стоимостью евро, мы возвращаемся опять к ситуации, когда коллекцию лето 2016 презентовать страшно — не факт, что мы вообще сможем в нужный момент получить нужные материалы…
Итог — будет ли повышение цен на одежду российских дизайнеров? Зависит от стратегии бренда — остаться в плюсе, сократив объемы, или сохранив объем присутствия, рискнув не вернуть вложенное? Для развития, для создания новых коллекций, для работы с образцами — цены повысить надо. Будет ли достаточно для этого повысить розничные цены на 20%? Точно нет — такое повышение позволит производить и продавать не в убыток, и только.