Каким будет маркетплейс «Почты России»
«Почта России» планирует в 2016 году запустить собственный полноценный онлайн-магазин, который будет работать по модели маркетплейса. РБК опубликовало первые подробности проекта госкомпании.
Модель онлайн-магазина будет «гибридной», говорит один из собеседников РБК. С одной стороны, «Почта России» предоставит площадку для товаров различных продавцов (по системе eBay и AliExpress), с другой — даст возможность покупателям заказывать товары в розничных точках (отделениях связи) и через печатные каталоги, сказал он. Наиболее популярные товары могут продаваться сразу в отделениях компании.
«Почта России» планирует зарабатывать с комиссии, которую будет брать с партнёров-продавцов. По данным РБК, её размер составит до 20%, помимо этого партнёры будут изготавливать печатные каталоги и подготавливать заказы клиентов к продаже. Собеседники издания также говорят, что «Почта России» требует от продавцов гарантировать «наличие товарных запасов» и брать на себя «затраты на маркетинг».
Источник в компании Biglion (оператор первого пилотного проекта онлайн-магазина) сообщил РБК, что их контракт с «Почтой» подразумевал комиссию в 19%. Например, eBay берет до 10% от суммы заказа, AliExpress — 5%, российский маркетплейс Wikimart — от 2,2% до 15%. Ритейлер «Юлмарт», который также планирует запустить маркетплейс, намерен брать с партнёров комиссию в 25%.
Изначально «Почта России» намерена привлечь одного-двух партнёров для каждой товарной категории, позже компания будет расширять партнёрство с частными предпринимателями. Источник РБК в одном из онлайн-магазинов сказал, что идея маркетплейса на основе госкомпании может быть привлекательной из-за доступа к оффлайн-аудитории, однако уже несколько партнёров отказались от сотрудничества из-за высокой комиссии, а также необходимости тратиться на маркетинг, держать складские запасы и проводить все транзакции через «Почту России».
Заместитель министра связи Михаил Евраев сообщил изданию, что «Почта России» намерена зарабатывать «несколько миллиардов рублей в год» для компенсации затрат на свою сеть отделений. Для достижения таких показателей предприятию необходимо создать широкую линейку товаров, что не удастся сделать как минимум в первые два года работы проекта, заявил в разговоре с РБК председатель комитета по почтовой логистике Национальной ассоциации дистанционной торговли Игорь Зубов.
Впервые о планах «Почты России» запустить свой онлайн-магазин рассказал директор департамента электронной коммерции госкомпании Алексей Вайсберг на конференции Online Retail Russia в апреле 2015 года. По его словам, на площадке можно будет заказать «любой товар, от продуктов питания до мебели». Источник РБК в Госдуме сообщил, что проект обсуждался на одном из совещаний в Минкомсвязи в июле.
Первый тестовый проект онлайн-магазина «Почта России» провела в ноябре-декабре 2014 года при помощи компании Biglion — за этот период было оформлено 200 тысяч заказов по средней цене в 600 рублей, печатные каталоги принесли 95% всех заказов. Второй проект запущен в июне 2015 года вместе с компанией Costmart (ООО «Оффпрайс»), основанной выходцами из Biglion. За июнь-июль ежедневный оборот площадки составлял от 600 тысяч до 950 тысяч рублей при среднем чеке в 870 рублей, сообщили РБК представители Costmart.
В апреле 2015 года гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов заявил, что компания не собирается быть конкурентом eBay и Amazon. «У нас нет желания уходить в торговлю, становиться eBay или Alibaba. Но мы понимаем, что сеть почтовых отделений и логистика с масштабом покрытия «вся Россия» привлекательны для уже состоявшихся интернет-магазинов. Я верю, что мы сможем стать опорным логистическим партнером для развития внутреннего рынка интернет-торговли», — сказал он.