Бизнес заплатит 75 млрд рублей за замену кассовых аппаратов? Часть 2 - мнение эксперта
Мы уже рассказывали, что по подсчетам Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). замена всех 2,5 млн кассовых аппаратов, зарегистрированных в ФНС, на контрольно-кассовую технику (ККТ) нового образца обойдётся российскому бизнесу в 75 млрд рублей. Сегодня - мнения эксперта:
Антон Еликов, Мерката
Новость, конечно, громкая, но в реальности все несколько сложнее. Начнем по порядку:
1. Не все 100% кассовых аппаратов, которые сейчас есть в эксплуатации, подлежат полной замене. По нашим оценкам около 300-700 тыс. кассовых аппаратов из тех, что сейчас в эксплуатации, подлежат модернизации под требования нового 54-ФЗ. Цена за комплект модернизации с работами 10-15 тыс. руб. за кассу (оценочно). Остальные кассы потребуют замены, но, исходя из той оценки, которую приводят коллеги в статье, стоимость замены обойдется в 30 000 руб за одну кассу. И это при условии того, что фискальные регистраторы имеют ценовой диапазон от 15 тыс. руб до 35 тыс. руб. Вряд ли небольшой магазин станет себе покупать топовый фискальник просто ради того,чтобы итоговая сумма по переоснащенную кассовой техники приблизилась к оценочным 75 млрд. руб. А малых предпринимателей у нас в стране большинство. Так что основной спрос придется на низкий ценовой сегмент.
2. Более правильно было бы настаивать не на переносе сроков обязательного применения новой кассовой техники, а на том, чтобы закон вернули к редакции прошлого года, когда в нем не было требования об обязательном наличии фискального модуля и обеспечение неизменяемости данных происходило бы за счет подписания их квалифицированной цифровой подписью. Тогда и желание ФНС и Минфина были бы удовлетворены, и затраты бизнеса на контрольно-кассовую технику упали бы минимум на 30-50%. Появление фискального модуля в очередной редакции закона явно обусловлено желанием сохранить выручку у пары заводов, которые и производят ЭКЛЗ (Фискальный накопитель в новой редакции закона). И против этого лобби никто не хочет выступать. Кстати, схожая история была и с ЕГАИС: Джакарты и электронные подписи могли бы быть заменены на те электронные цифровые подписи, которые уже используют предприятия и индивидуальные предприниматели для сдачи различной отчетности. А в результате 250 тыс. торговых точек приобрели джакарты и электронные подписи минимум по 4000 руб... Это 1 млрд. руб!
3. Если в схеме присутствуют операторы фискальных данных, то они должны быть коммерческими структурами. Нужна нормальная конкуренция. Это обеспечит достаточный уровень сервиса и конкурентную стоимость услуги. Опыт внедрения ЕГАИС показал, что у бизнеса (в первую очередь малого) масса вопросов и наличие только двух официальных источников в лице немногословного ФС РАР и молчаливого Центр-Информ не позволяют компаниям найти нормальное решение. На созданном ажиотаже и отсутствии нормальной обратной связи от регулятора многие малые предприятия вынуждены были поддаться манипуляциям различного рода производителей оборудования и ПО, которое потом вызвало массу проблем.
4. Кажется логичным, что регуляторам стоило бы синхронизировать ЕГАИС и закон об онлайн кассах, тк в текущих реалиях розничным точкам, которые торгуют алкоголем, предстоит дважды за год озаботиться сменой/модернизацией кассовых аппаратов.
Итог можно подвести такой:
Сама по себе инициатива по онлайн-кассам могла бы принести много пользы: избавить от обязательного договора с ЦТО для постановки кассы на налоговый учет и упростить саму процедуру постановки кассы на учет, подготовить почву для замены НДС налогом с продаж, снизить издержки бюджета на администрирование процессов на старых кассах. И предприниматели, и государство могли бы получить выгоду. Но вся польза нивелируется за счет вмешавшихся в процесс интересов "третьих лиц".