Концепция развития почтовой связи до 2020 года. Важные положения для ритейла

Смотрите в каталоге
Order Fulfillment
Концепция развития почтовой связи до 2020 года. Важные положения для ритейла

10 апреля Министерство по Связи и Коммуникациям РФ приняло Концепцию развития почтовой связи на период до 2020 года. Полный текст Концепции опубликован на сайте Мин. Ком. Связи. Это достаточно объемный документ, Shopolog постарался сделать из него краткую выжимку и сфокусироваться на тех положениях, которые могут быть интересны представителям ритейла и участникам рынка дистанционной торговли.

Напомним, что предыдущая Концепция развития Почтовой связи была принята в 2003 году и регламентировала развития Почтовой отрасли лишь до 2010 года. 

Вся письменная корреспонденция (кроме директ-мэйла и адресной рекламы) падает, посылки растут

Рынок почтовой связи делится на три больших компоненты: отправления с письменными сообщениями, отправления с товарными вложениями, постовые переводы денежных средств. В настоящий момент наблюдается и прогнозируется следующая картина: 

  • Во всем мире наблюдается снижение объемов письменной корреспонденции (в развитых странах это падение составляет примерно 3-7% в год). Причины ясны — развитие электронных средств связи. В 2018 году авторы концепции ожидают увидеть перелом, после которого падение объемов письменной корреспонденции увеличится. Причиной опять же станет развитие ИТ-технологий, но уже в части электронно-цифровой подписи, и как следствие  - развитие безбумажного юридически значимого документооборота. 
  • Единственным растущим сегментом в части письменной корреспонденции будет сегмент Директ-мэйла и адресной рекламы.  В Концепции  он несколько раз упоминается как приоритетный.  Shopolog постарался посчитать какой именно рост директ-мейла и прогнозируется. В текст концепции вынесены не все цифры, однако общее представление получить можно: 
Письменная корреспонденция объемы.png
  • По отправлениям государственных структур и физических лиц  в Концепции планируется падение  на 37-50%. Разумно предположить, что все приведенные в концепции факторы точно также справедливы и для отправлений класса В2В и B2G (отправления юридических лиц другим юридическим лицам или гос-структурам). Единственным растущим сегментом Концепция объявляет сегмент B2C — который в основном включает в себя директ-мейл и адресную рекламу. Простые вычисления показывают, что для достижения заявленных показателей — этот сегмент должен вырасти примерно на 19% (что примерно соответствует ежегодному росту ~3% ).  
  • Гораздо более радужная ситуация наблюдается на рынке отправлений с товарными вложениями (посылки, мелкие пакеты, грузы). В 2013 году общий объем отправлений составил 268 млн. Планируется что в 2020 он составит примерно 482 млн, что соответствует 10%-ному  приросту в среднем по году. Основные драйверы этого роста —  отправления В2С между крупными городами, а также международные отправления, т.е. речь идет о e-commerce, как о внутристрановом, так и о cross-border. 

В концепции отмечается, что вопросы внутригородской доставки посылок уже во многом решены и теперь основным драйвером роста должна выступить межрегиональная доставка.

Про "Почтовый Банк" ничего не сказано 

Что касается почтовых переводов денежных средств, то в настоящий момент их доля составляет около 12% от всех переводов денежных средств и во многом сохраняется за  счет удаленных регионов со слаборазвитой банковской инфраструктурой. Однако в свете развития последней — доля почтовых переводов будет сокращаться. Однако суммарный рост объема денежных переводов по мнению авторов концепции  перекрывает сокращение этой доли — суммарно они оптимистично ожидают, что рынок почтовых переводов будет расти в среднем на 10% в год.  

  • 2013г.- 4,2 трлн,     
  • 2018г.- 6,2 трлн,       
  • 2020г.-7,6 трлн руб.

Стоит отметить, что в Концепции вообще не упоминания про банковскую лицензию для Почты России, Почтовый Банк и т.п. Эта тема в документе никак не освещается.

Лицензирование деятельности в области почтовой связи

Как мы понимаем — это один из основных пунктов Концепции. Логика такая: 

  1. В настоящий момент четко не определено понятие "услуг почтовой связи". Оно смешивается с понятием "услуга по доставке грузов" и т.п.
  2. При этом "услуги почтовой связи" — относятся к лицензируемой деятельности, а, например, "транспортно-экспедиционные услуги" — нет. 
  3. Таким образом предприниматели "сами определяют" какой деятельностью они занимаются :).
  4. Поэтому Концепцией предлагается дать четкое, законодательно закрепленное определение услуг почтовой связи.

Неточная цитата:  Под услугами почтовой связи  следует понимать деятельность по пересылке (а также сопутствующим операциям — сбору, обработке, доставке и т.п.) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств от отправителя до адресата с использованием сети почтовой связи. 

При этом под почтовым отправлением (если отбросить сложность изложения, свойственную таким документам) понимается отправление:

  • Принятое третьим лицом по отношению к отправителю и получателю;
  • Содержащее внутри письменное сообщение или товарное вложение;
  • Упакованное таким образом, чтобы доступ к вложению был ограничен;
  • Содержащее на упаковке адрес получателя и отправителя
  • Массой не более 50 кг. (а для тяжеловесных почтовых отправлений не более 500 кг.).

Читатель сразу заподозрит, что вообще говоря, под это определение — попадает почти любое отправление, с которыми сейчас работают курьерские службы. Т.е. если понимать текст буквально — то по сути Концепция подразумевает попадание всех таких поставщиков услуг в поле лицензируемой деятельности. Т.е. поставщики услуг — в терминах законодательства должны стать "Операторами почтовой связи" и одной из их основных задач становится соблюдение тайны почтовой связи.  

Приведем точную цитату:"Таким образом, основным критерием, отличающим почту от груза является гарантированность в силу закона тайны связи при оказании услуг почтовой связи и отсутствие таковой при оказании услуг, связанных с доставкой грузов". 

Наличие лицензии несет в себе целый ряд преференций среди которых можно выделить:

  • Беспрепятственный доступ к абонентcким ящикам (теоретически наверное можно пытаться запретить к ним доступ всем остальным — Shopolog)
  • Право принимать участие в закупках услуг производимых государственными и муниципальными структурами;
  • Право упрощенной процедуры совершения таможенных операций;
  • На недискриминационный доступ к услугам назначенного оператора почтовой связи (ФГУП "Почта России") — другими словами — возможность отправлять свои отправления с помощью ПР по общим ценам на всю сеть покрытия. (Очень уклончиво описан этот пункт, со ссылкой на международную практику назначения свободных цен на услуги назначенного оператора и на антимонопольное законодательство.  Но суть идет здесь об очень важной вещи.  В настоящий момент многие курьерские и почтовые службы пользуются стандартными едиными тарифами ПР, замыкая на себя маржинальные внутригородские доставки, и отдавая ПР низкомаржинальные сложные — межрегиональные перевозки. Если же цены можно будет свободно менять, то теоретически ПР может назначить высокие тарифы для того или иного партнера в тот или иной регион, т.е. условный СУПЕРМЕЖДУНАРОДНЫЙКУРЬЕР — может платить ПР очень и очень приличные суммы для доставки посылки в удаленную якутскую деревню).

Почта России на самоокупаемости

Концепция предполагает, что назначенный оператор почтовой связи ФГУП "Почта России" — не предполагает субсидирования ос стороны государства до 2018 года. При этом Почта должна соблюдать все возложенные на нее социальные обязательства и обязательства, связанные с членством во Всемирном Почтовом Союзе. Предполагается, что выжить Почта должна за счет следующих факторов:

  • В сегменте письменной корреспонденции за счет выхода в сегмент адресных рекламных рассылок;
  • В сегменте посылок — за счет повышения качества услуг и развития международного партнерства;
  • В сегменте государственных услуг — за счет развития доставки сообщений в электронной форме (*налицо некое противоречие, т.к. именно электронные рассылки отъедают огромный кусок от бизнеса Почты. Решаться оно наверное будет за счет специальных тарифов на юридически значимые уведомления).
  • Повышение качества логистики за счет строительства сети автоматизированных логистических центров (тут тоже есть некое допущение, т.к. непонятно, покроют ли текущие объемы затраты на это строительство. Т.е. теоретически после введения в строй центров —  повысится качество услуг, а это приведет к росту объемов, но на практике это ведь растянутый во времени процесс...)
  • Ну и стандартный набор — повышение финансовой дисциплины, повышение эффективности труда на 20% и т.п...

При этом — как следует из текста (надо сказать  - очень завуалированно написано...) — участие государства в тарификации все равно будет значительным, особенно в сегменте распространения подписных изданий. В Концепции есть упоминание некого "единого предельного среднесетевого тарифа" — который подразумевает предоставление скидок крупным клиентам

Также важным для участников рынка дистанционной торговли является факт прямого упоминания в концепции факта, что в большинстве стран с развитым рынком почтовой связи доставка посылок НЕ ВХОДИТ в состав услуг… тарифы на которые устанавливаются государством.  

Массовая рассылка корреспонденции также не должна попадать под государственное регулирование тарифов. 

Таким образом это выглядит так, что в обмен на "безубыточность" деятельности Почты России — она получает некую бОльшую (хотя и совсем не полную) свободу в тарификации. В остальном  - эта часть концепции выглядит как очень спорный текст.

Электронные технологии на службе почтовой связи

Прямо скажем — этому пункту в Концепции уделено не очень большое внимание. Наиболее интересным является развитие юридически значимого электронного документооборота между государственными, муниципальными органами, физическими и юридическими лицами. 

Во многих странах: Швейцария — im.post.ch; Швеция — posten.se/sv  и т.п. — такие системы работают по следующему принципу: регистрируясь в них, пользователь, физическое или юридическое лицо, получает "официальный" адрес электронной почты — по сути представляющий его электронный абонентский ящик, адрес которого фиксируется во всех государственных системах. Функционал системы должен позволять фиксацию фактов отправки, открытия писем и уведомлений, обеспечивать безопасность информации, версионность и т.п. В концепции упоминается создание некоей "Государственной электронной почтовой системы" которая подразумевает создание единого интерфейса, обеспечивающего описанные  выше процедуры.

Предполагается, что поддержка, развитие этой системы должно осуществляться назначенным оператором почтовой связи, т.е. ФГУП "Почта России". В приложении содержащем основные KPI  - предполагается, что такой системой в 2020 году будут пользоваться 60% всех граждан РФ. 

Комментарий Shopolog:

"Документ оставляет двойственное впечатление — с одной стороны проблематика понятна и логика изложения в документе безусловно присутствует, однако драйверы развития не очень понятны.  

Про Банк ни слова, а ведь денежные переводы — огромный кусок бизнеса. Про то, что директ-мейл вытащит направление письменной корреспонденции — сомнительно и нет особых доказательств — культура директ-мейла в России слабо развита, и перетекание в электронный вид все равно никуда не денется.  

То, что посылки растут — это органический рост, связанный с развитием интернет-торговли… Сейчас внутристрановой ecommerce замедлится по понятным причинам, однако объёмы кроссбордера увеличились. Там конкурентная среда — AliExpress открывает пункты самовывоза совместно с СПСР и много всего делает самостоятельно. Почта, правда тоже не сидит на месте и вводит новые интересные тарифы — это рыночная игра 

Перевод юридически значимых уведомлений  в электронный вид — дело сложное, требующее изменений законодательства, но при этом непонятно как оно будет влиять на экономику ПР — позитивно или негативно, уменьшая бизнес письменной корреспонденции… 

На субсидии Почта рассчитывать по данной Концепции не может, но при этом социальные обязательства с нее никто не снимает. В общем ситуация трудная, но интересная…"

Компании и сервисы: СПСР-Экспресс
30 мая 2022 / Комментарии

Логистика сломалась…Что делать? Обсудим на форуме 9 июня!

9 июня в рамках выставки ECOM Expo`22 в павильоне №1, конференц-зале D пройдет 7-й форум «СКЛАД И ЛОГИСТИКА ДЛЯ E-COMMERCE: РАБОТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ».

далее →

16 марта 2022 / Комментарии

СДЭК пожаловался на задержку посылок на таможне в аэропортах

Таможенные пункты столичных аэропортов Шереметьево и Внуково, а также Авиационный центр электронного декларирования еще с прошлого года, задолго до введения санкций, необоснованно задерживают посылки СДЭК и отказывают в вывозе из России возвратных товаров, которые россияне купили онлайн и впоследствии оформили возврат.

далее →

24 февраля 2022 / Комментарии

Завершено строительство современного хаба для DPD

В начале февраля было получено разрешение на ввод в эксплуатацию. Ведущий девелопер и собственник складской и индустриальной недвижимости Radius Group закончил строительство здания в индустриальном парке «Южные Врата» раньше срока и предоставил доступ в здание компании DPD, ведущему логистическому оператору России. Сейчас ведутся работы по отделке помещений и оснащению объекта оборудованием, открытие современного логистического терминала DPD в Домодедово и начало операций запланировано на осень 2022 года.

далее →

21 февраля 2022 / Комментарии

Lamoda переводит доставку на природный газ

Lamoda совместно с «Газпром газомоторное топливо» объявляют о тестовом переходе части автопарка службы доставки онлайн-ритейлера на газомоторное топливо в двух регионах России. Пилотными субъектами для совместного проекта стали Челябинская и Свердловская области

далее →

14 февраля 2022 / Комментарии

Сервисы Яндекс продлевают финансовую поддержку водителей и курьеров на 2022 год

До 700 млн рублей увеличены расходы на поддержку таксистов и курьеров в период пандемии. Сервисы Яндекс Такси, Яндекс Еда, Яндекс Лавка и Яндекс Доставка продлевают финансовую поддержку водителей и курьеров на 2022 год.

далее →