Лорен Грэхем: почему в России так хорошо изобретают и так плохо внедряют инновации
В России на Петербургском экономическом форуме поднялся вопрос - Почему в России так хорошо изобретают и так плохо внедряют инновации? Об этом рассуждает Лорен Грэхем, профессор MIT ведущий специалист по истории советской и российской науки, профессор Массачусетского технологического и Гарвардского университетов.
Ключ по его мнению в том, что есть серьезная разница между изобретением и инновацией.
Грэхем дал чёткое определение изобретению и инновации:
- Изобретение - устройство, которого никогда не было
- Инновация - коммерчески успешное изобретение
Большинство российских ученых и разработчиков не понимают важности маркетинга, работы на массовый рынок. Тысячи патентов лежат без дела, так как их просто никто не прорабатывает и не запускает на массовый рынок.
Грэхем утверждает, что Россия полна талантливых ученых, которые не могут реализовать все свои возможности из-за менталитета и сложившейся системы. Он рассказывает, что российским ученым принадлежат две Нобелевские премии в области разработки лазерных технологий. При этом нет ни одной российской компании, которая занимала бы на этом рынке значительное место.
Кроме этого, по его словам, в России электрические лампы изобрели еще до Томаса Эдисона, который позаимствовал идею у ученого Павла Яблочкова. В итоге рынок захватили американские компании. Изобретатель Александр Попов научился передавать информацию по порадиоволнам еще до Гульельмо Маркони, но сегодня Россия не имеет международного успеха на этом рынке.
В своей речи Лорен выстраивает прямую логическую связь между положением России на международных рынках и моделью государственного управления.
Причина отсутствия заметного количества российских компаниях на международных рынках в малом количестве предпринимателей из России в целом.
Причина малого количества предпринимателей в отсутствии поощрения предпринимательства. В российском обществе нет инструмента поощрения успешных предпринимателей. Нет культивации образа предпринимателя как модели поведения.
В культурном коде российского общества сама технология/изобретение и есть достижение, а не внедрение её на массовом рынке.
Лорен упоминает свою книгу "Одинокие идеи"("Сможет ли Россия конкурировать?" Издательство «МИФ»). В книге описыввается исследование длинной истории технологических изобретений в России за 300-летний период.
В 2014 году Лорен Грехэм приезжал с профессорами из MIT в Россию и участвовал в дебатах, о том, что является ключевым фактором успеха таких структур, как Силиконовая Долина и какие именно технологии станут крупными рынками в ближайшие годы.
Американский управленец уделял много внимания системе институтов и связей между университетами, фондами, инвесторами в деле развития инноваций. Российские же коллеги постоянно прерывали его, спрашивая, как же создавать «лучшие в мире» высокие технологии. В какой-то момент американец не выдержал и воскликнул: «Вы хотите получить молоко без коровы!»
Демократическая форма правления; свободный рынок; защита интеллектуальной собственности, контроль над коррупцией и преступностью; правовая система, где обвиняемый может доказать свою невиновность; отсутствие цензуры в медиа - лишь некоторые из неосязаемых характеристик информационного общества.
Невозможно отделить технологии от социополитических систем и нельзя добиться модернизации и получения новых технологий, не стимулирую принципы гражданского общества.