Малый бизнес в России на грани банкротства. Мнение эксперта
Как сообщают «Известия», ссылаясь на расчеты коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», малый и средний бизнес в РФ находится практически на грани банкротства. Так только по кредитам просрочка к 01.05.2016 года выросла более чем на 46,8 процентов, составив 740,5 миллиардов рублей.
В основном проблема заключается в том, что представители малого и среднего бизнеса не могут перекредитоваться в связи с тем, что банки ужесточили требования к заемщикам. И данный замкнутый круг ставит в весьма стесненные обстоятельства.
С начала года число заемщиков из категории МСП сократилось уже на 2,4 процента, тогда как в 2011-2014 года их количество неизменно росло и составляло от 10,5% до 25,8% от общего числа. По оценкам «Секвойи», на данный момент кредит в банке удается получить лишь 50% предпринимателей.
Дмитрий Порочкин, президент Московского клуба молодых предпринимателей отмечает, что это давно известная история - в кризис банки пересматривают критерии выдачи кредитов в сторону их ужесточения, т.к. никто не хочет рисковать и отдавать деньги зная, что они не вернутся.
В таком случае, чтобы соблюсти планируемое увеличение доли МСП-сектора в формировании ВВП, необходимо дотировать кредитование малого бизнеса из бюджета. Сейчас ставки варьируются от 15% до 28% годовых. Существует также совместная программа Центробанка и Корпорации МСП с льготными кредитами по ставкам 10-11% годовых, однако на деле получить деньги под такой процент не реально.
Для развития МСП-сектора в условиях кризиса уровень ставок по кредитам должен находиться на уровне 8-10%. Такие условия должны быть доступны как для начинающих предпринимателей, так и для рекапитализации многолетних бизнес-проектов.
Для оптимального развития МСП-сектора одного дотирования кредитования также недостаточно — важно снизить давление на бизнес в части бюрократизированного процесса регистрации ИП, многочисленных проверок, налоговой составляющей.
Только комплексные меры помогут сократить себестоимость услуг и товаров, чтобы избежать повышения их рыночной стоимости и снижения спроса у населения, покупательская способность которого на фоне инфляции 2015 года снизилась на 20%.