Минфин обяжет перейти на новые кассовые аппараты
Минфин опубликовал проект поправок к закону, регулирующему сферу применения контрольно-кассовой техники. Согласно ему уже в 2016 году бизнесменов могут обязать установить новые кассовые аппараты с функцией выдачи электронных чеков.
Кассы нового образца будут выбивать не только бумажные чеки, но и отправлять информацию о покупках в налоговые органы. По требованию покупателя ему так же может быть отправлена информация о покупке в электронном виде. Все электронные чеки планируется хранить в централизованной базе данных, где они будут доступны в любое время.
Устанавливать новые кассы бизнесменам, возможно, придётся уже с 1 января 2016 года. Старой техникой разрешат пользоваться, пока не закончится срок её действия, но не более 7 лет с момента её регистрации. Кассовую технику нового вида уже опробовали в Москве и Московской области, а так же в Татарстане и Калужской области. Эксперимент проводился правительством.
В новой версии законопроекта изменены и условия начисления штрафов за неприменения кассовой техники. Его размер будет установлен до полного размера не учтённых платежей. Предусмотрены и штрафы за пользование старыми кассами, а так же за отказ предоставить покупателю электронный чек.
Исключение законопроект предусматривает для торговцев, работающих в труднодоступных, отдаленных от сетей связи местностях. Если связи нет, можно использовать кассы без передачи данных. А в отдаленных местностях, список которых регионы утвердят самостоятельно, можно вообще не применять кассы при условии выдачи покупателю другого документа, подтверждающего расчет.
Освобождение от касс также сохраняется для индивидуальных предпринимателей и организаций, занимающихся некоторыми видами мелкорозничной торговли, такой как продажа мороженого, кваса, разносная торговля, продажа билетов. Правда, из льготного списка будет исключена торговля на ярмарках, рынках и выставочных комплексах.
Александр Трифонов, главный эксперт Правового сервиса 48Prav.ru отмечает, что Минфин обосновывает необходимость ведения новых касс тем, что это позволит создать автоматизированную систему контроля и защитить права покупателей. Но этот аргумент по заботе о защите потребителей совершенно лукавый, потребительские споры — это отдельная тема для разговора. Уже сейчас большинство торговых сетей обменяют товар или вернут деньги за товар за пределами 14 дней и без чека по инициативе потребителей. А в большинстве споров по качеству услуг (туризм, косметология, ремонт техники и т.п.) чек наличествует, но судебная практика компенсаций небольшая.
Вероятно, что идея новации с ККТ — это попытка ФНС создавать базы данных по платежам на розничных продуктах, но непонятно с какой целью нужно администрировать такие массивы данных. Больше налогов собирать? Но как? В действующем правовом поле каждый платеж, например, с карт фактически контролируется. Может быть контролировать траты наличных? Но источники обналичивания в совершенно других местах и всем известны. Не для сбора же штрафов с тех, кто не заменит своевременно кассовые аппараты?
В компании «Связной» считают, что внедрение системы учета транзакций онлайн нацелено на упрощение работы с кассовыми аппаратами и увеличение прозрачности работы бизнеса и его взаимодействия с государственными органами. В эксперименте принимал участие 1 магазин «Связного», проект прошел в штатном режиме, и в Компании остались довольны тем, как он был реализован с технической точки зрения.
По итогам эксперимента в «Связном» отмечают, что новая система в целом удобна в работе, однако просчитать ее выгоду для бизнеса пока достаточно сложно. Из текста законопроекта в его нынешней редакции пока непонятен полный объем затрат на внедрение новых решений для контрольно-кассовой техники. Также отметим, что помимо затрат на новые решения, продавец будет нести дополнительные расходы, например, на интернет-трафик, а также на услуги «оператора фискальных данных».
Алексей Прыгин, генеральный директор МаксиПост:
"Прежде, чем делать выводы, надо дождаться окончательной редакции закона. Вроде бы благое дело — перевести все на электронную взаимосвязь с налоговыми органами и отказаться от ежегодной замены ЭКЛЗ, но при этом остается много вопросов. Останутся ли кассовые книги? Можно ли будет выдавать только электронные чеки? Сколько будут стоить мобильные кассовые аппараты?
К тому же есть риск, что негативные последствия, например, на нашем рынке курьерских услуг, в финансовом плане в первую очередь понесут именно законопослушные компании, те, кто и так выполняет все предписания и исправно платит налоги. Соблюдать кассовую дисциплину – это значит снабдить каждого курьера кассовым аппаратом и обязать его выбивать покупателю чек при покупке, — и мы это делаем. У нас, например, порядка 300 мобильных кассовых аппаратов, если все их придется выбросить в мусор, то приобретение новых обойдется как минимум в 3 млн. рублей, и это не считая расходы и время на их регистрацию. В связи с тем, что курьерская доставка это низкомаржинальный бизнес, то для ряда игроков такие расходы очень больно ударят по бизнесу и сведут на нет все их усилия по оптимизации расходов и сокращению издержек и в без того экономически непростые времена.
А вот те, кто работает в «серую», «черную» или не соблюдают кассовую дисциплину, пробивая все чеки с утра на одном кассовом аппарате, вряд ли понесут большие издержки – если кассового аппарата нет или он один, то и издержек нет или они минимальные".