Мобильный шоппинг завоевывает мир. Новое исследование компании Nielsen
Все чаще покупатели используют свои мобильные устройства не только при выборе товара, но и для оплаты покупок. Об этом свидетельствуют данные глобального опроса компании Nielsen «Как мобильные устройства преобразуют глобальный рынок электронной коммерции», результаты которого обнародованы в октябре 2016 года.
«Мобильная коммерция имеет огромное значение для всей экосистемы розничной торговли» – говорит глава европейского отделения финансовых сервисов Nielsen Стюарт Тэгг. «Мобильные устройства не только способствуют привлечению потребителей в новый тип экономики, но и способствуют повышению покупательского опыта. Это позволяет сервисам «подстраиваться» под покупателей. Однако, тесное сотрудничество с покупателями начинается когда у компаний возникает глубокое понимание того, как именно люди совершают покупки в цифровом мире».
Хотя пока мобильной коммерции принадлежит сравнительно небольшая доля розничных продаж даже на таких развитых рынках как США (2,4%), Германия (2,4%) и Канада (1,4%), по прогнозам eMarketer скоро все будет иначе. Собственно, мобильные устройства уже начали изменять мир шоппинга. Специалисты eMarketer считают, что в Индии в период между 2016 и 2019 годами рост продаж, совершаемых с использованием мобильных девайсов должен составить, как минимум, 28% в год, что фактически означает двукратный рост за несколько лет. Подобная ситуация ожидается также в Мексике, Бразилии и США.
И процесс уже пошел. По данным Nielsen в среднем по миру 38% респондентов имеют опыт приобретения какую-либо услуги или товара в течении последних шести месяцев с помощью мобильного устройства. Но это в среднем. А вот в Китае, Индии и Южной Корее таких было порядка половины. К ним близки и российские показатели – 44%. Отметим, что мобильный шоппинг наиболее популярен в развивающихся странах с большим населением, наиболее высокие показатели его использования можно наблюдать в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Почему люди используют мобильные устройства для покупок? Исследование позволяет ответить и на этот вопрос. В среднем по миру, 74% респондентов говорят, что они ценят свободу, выражающуюся в том, что они могут совершать покупки в любое удобное для них время. 70% полагают, что мобильные устройства с делали их жизнь лучше за счет возможности купить что-либо, не выходя из дома. Почти две трети респондентов (66%) частично или полностью согласны с тем, что электронные взаимодействия заменяют личное общение (в том числе и с продавцами), а 47% считают, что им проще послать сообщение, чем общаться с продавцами вживую. Причем, речь идет не только о магазинах. В среднем по миру 28% респондентов готовы «мобильно» платить в барах и ресторанах, а наибольшей популярностью пользуются подобные операции в Индии и Китае.
По словам Стюарта Тэгга объяснить такую популярность мобильных платежей в развивающихся странах можно тем, что там для людей нет принципиальной разницы между использованием банковской карты и мобильного устройства. В развитых странах ситуация иная: определенные привычки уже сформированы, изменить их не так просто.
Кроме того, в развивающихся странах более гибкая инфраструктура торговли и существует кроссплатформенная интеграция. Такие платформы как Alipay, Alibaba, WeChat и WePay предлагают пользователям дополнительную выгоду за использования своих технологий. Подобные опции реже встречаются на развитых рынках.
Согласно данным Nielsen cамой активной возрастной группой при использовании мобильного банкинга оказались Миллениалы (возрастная группа 21-34 года). Они в два раза чаще хотели бы использовать только такой вид финансовых трансакций, чем те, кому от 50 лет и выше. Интересно, что молодое поколение (до 20 лет) имеет самый высокий показатель среди тех, кто предпочитает совершать банковские операции непосредственно в офисе и даже выше, чем у тех, кому за 65 лет.
Основные барьеры использования мобильного шоппинга в зависимости от возраста, в среднем по миру
Источник: The Nielsen Mobile Shopping, Q1, 2016
Разумеется, на пути широкого распространения новой технологии стоят барьеры. Какие? С большим отрывом среди них лидирует проблема безопасности, которой озабочены 53% респондентов. Стремление к безопасности предсказуемо возрастает с ростом возраста людей. Интересно, что такая причина, как маленький экран замыкает список барьеров и не зависит от возраста. О том, что у них нет необходимости использовать мобильные устройства для покупок сообщили 28% ответивших (почти треть!).
Интересные данные приводит консалтинговая компания KPMG в своем отчете «Mobile Banking 2015». Оказывается, возрастная зависимость (чем старше человек, тем менее он склонен использовать мобильный для платежей) реализуется не всегда. Как видно из приведенных ниже данных, такая ситуация характерна для развитых стран, уже давно приучивших своих граждан и к мобильным, и к банкингу. А вот в развивающихся, к числу которых относится и Россия, ситуация иная.
В каком возрасте люди разных стран пользуются мобильным банкингом
Источник: UBS Evidence Lab (приводится в сокращении)
Данные исследования Nielsen получены в результате проведения глобального онлайн-опроса в 63 странах, включая Россию.