На иностранные интернет магазины можно подать в суд

Как сообщают «Известия», Роспотребнадзор установил критерии, по которым работа иностранного интернет-магазина подпадает под российские законы.

Ранее Ассоциацией компаний интернет-торговли в адрес Генеральной прокуратуры было направленно письмо, в котором в числе прочего была отмечена проблема востребования средств с недобросовестных зарубежных интернет-продавцов. Генпрокуратура в свою очередь направила обращение ассоциации в Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор в лице замруководителя Ирины Брагиной ответил президенту АКИТ Александру Федорову, в котором дал разъяснения по установленным критериям. Заявив, что в случае возникновения спорной ситуации, в которой участвуют российский гражданин и зарубежная компания, зарегистрированная на территории другого государства, то, прежде всего, необходимо установить, право какой страны следует применять для разрешения конфликта.

Российское законодательство в спорных ситуациях применяется в случае, когда иностранный интернет-продавец концентрирует свою деятельность на российского потребителя. Конкретно, если иностранный продавец использует доменное имя своего магазина связанного с Россией (.ru, «.рф», «.москва», .moscow и т.п.). Также, если имеется на сайте возможность оплаты в рублях, либо с использованием платёжных систем доступным гражданам России. Либо эквайринг продавца осуществляется российским банком или небанковской кредитной организацией, а также имеется потенциал доставки приобретённого товара по территории нашей страны.

К тому же, деятельность иностранного онлайн-магазина сочтут направленной на российского потребителя, если на сайте продавца размещена реклама на русском языке, либо имеются другие обстоятельства, явно показывающие потребителю о намерении продавца заключить договор купли-продажи с российским покупателем.

В тоже время Роспотребнадзор сообщил, что реальной возможности заблокировать иностранный магазин, нарушающий российское законодательство у ведомства нет.

Комментирует Наталья Токарева, руководитель юридического отдела performance-агентства Adventum:

На мой взгляд, сначала надо оценить работу иностранных интернет-магазинов с покупателями. Неважно, будут это покупатели из России или из другой страны. Поскольку на крупных интернет-площадках есть системы проверки недобросовестных продавцов, их рейтинг среди покупателей и возможность оставлять отзывы - уже является хорошим средством от недобросовестного выполнения владельцами онлайн-магазина своих обязательств перед клиентами. 

Что касается российского потребителя, то он первоначально может применить самозащиту, согласно ч. 1 ст. 14 Гражданского кодекса РФ, а именно, обратиться в интернет-магазин с жалобой на неправомерные действия продавца. Если такие действия не повлияли, и клиент готов отстаивать свои права, то проблем с определением применения права в данном вопросе возникнуть не должно. В соответствии ст. 1221 Гражданского кодекса РФ потерпевшему от причинённого вреда вследствие недостатков товара, работы или услуги предоставляется возможность выбора права страны, где он имеет место жительства.

Да, блокировка сайта недобросовестного онлайн-магазина Роспотребнадзором невозможна, поскольку досудебное закрытие сайтов может быть после решения федерального органа при наличии определенной запрещенной информации на сайте. Но данная правовая защита не должна позволять продавцам нарушать права покупателя на качественный товар и получение оплаченного товара.

Будут ли последствия для недобросовестных продавцов? Возможно. По решению российского суда принудительное исполнение присутствует во многих странах, с которыми у России действуют соглашения. Будут ли последствия для добросовестных продавцов? Конечно нет. На хорошую работу тех, кто дорожит своими клиентами и ориентирован на получение положительных отзывов от них, а также дальнейшего своего процветания на интернет-рынке, данные выводы Роспотребнадзора о применении российского законодательства не повлияют.

20 января 2022 / Комментарии

Авито и участники IT-коалиции подписали мировое соглашение с Яндексом

Авито в составе коалиции интернет-компаний, ФАС России и Яндекс договорились о заключении мирового соглашения в судебном процессе в отношении поисковой системы Яндекс.

далее →

17 декабря 2021 / Комментарии

«Опора России» предложила запретить маркетплейсам делать пометки «об одном товаре в наличии»

«Опора России» предложила запретить маркетплейсам указывать, что предложение товара ограничено, без пометки о том, что оно ограничено только на их площадках. С инициативой внести такую поправку в закон «О защите прав потребителей» выступил вице-президент бизнес-объединения Алексей Кожевников.

далее →

16 декабря 2021 / Комментарии

Для маркетплейсов разработают стандарты работы с поставщиками

Минпромторг разрабатывает стандарты взаимодействия маркетплейсов с поставщиками. За основу взяты предложения, которые выдвигала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). 

далее →

13 декабря 2021 / Комментарии

AliExpress Россия стала участником налогового мониторинга

Маркетплейс AliExpress Россия вступил в налоговый мониторинг. Компания переходит на новую форму налогового контроля с 1 января 2022 года.

далее →

25 ноября 2021 / Комментарии

Российские маркетплейсы могут попасть под двойное налогообложение

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилось к премьеру Михаилу Мишустину с письмом, в котором маркетплейсы просят повлиять на ситуацию вокруг налогообложения в Казахстане и Беларуси.

далее →