Новый закон приведет к резкому росту налога на недвижимость и землю
Как сообщают «Известия», в её распоряжении имеется заключение общественной организации «Опора России», которая категорически не согласна с предложенным Министерством экономики и развития РФ подходом к оценке недвижимости.
Представители организации «Опора России» считают, что в случае принятия данного законопроекта, в нынешнем варианте, появится огромное количество споров и претензий. В Госдуме частично согласны с тем, что после принятия если риск того что может увеличиться налог на имущество. Несмотря на этот факт, они всё же предлагают рассмотреть законопроект на следующей неделе в первом чтении, при условии, внесения поправок ко второму чтению.
В свою очередь в Минэкономразвития уверены, что предложенный вариант законопроекта полностью согласован, а также в нём учтены все имеющиеся ранее замечания.
Наиболее жаркие споры вызывает тот факт, что функцию оценки хотят полностью передать государственному бюджетному учреждению (ГБУ), которое на данный момент ещё не создано. В то время как по нынешнему законодательству оценочную деятельность осуществляют частные оценочные компании, которые были отобраны в результате аукционов.
Также в организации «Опора России» отдельно обращают внимание на тот факт, что в законопроекте нет чётко прописанных действий в случае необходимости исправления ошибок, которые могут быть допущены при оценке. К тому же в нём нет прямого указания ГБУ, сообщать о таких ошибках в налоговые органы. Что может привести к тому, что граждане полностью увязнут во всевозможных разбирательствах по поводу правильности оценки стоимости недвижимости.
Мнения экспертов
Алексей Головченко, управляющий партнер группы компаний ЭНСО, глава комиссии по законодательству и ОРВ Деловой России
Основное отличие того, как происходит кадастровая оценка на сегодняшний день от того, что предлагают в новом законопроекте, заключается в том, что государство планирует забрать под свою монополию всю оценку кадастровой стоимости всех объектов недвижимости. А, значит, государство в очередной раз отнимает хлеб у бизнеса. В данном случае хлеб отнимут у оценочных компаний и СРО.
Процедура кадастровой оценки сегодня проходит следующим образом: государство проводит аукцион среди оценочных компаний, и победитель аукциона осуществляет кадастровую оценку всех объектов недвижимости. После этого проводится экспертиза СРО, и все результаты передаются государству.
После введения закона о государственной кадастровой оценке планируется создать специальное бюджетное учреждение, которое будет осуществлять и оценку, и экспертизу, и выдавать государству результат кадастровой оценки.
Все это делается якобы в интересах предпринимательского сообщества. Но проблема в том, что никто еще не посчитал, во сколько обойдется государственному бюджету содержание этого учреждения и никто не учитывает, что само по себе создание монополии на осуществление кадастровой оценки не есть хорошо. Не говоря уже о том, что создание такого государственного учреждения и проведение государственной кадастровой оценки не решит главную проблему - значительное превышение кадастровой стоимости недвижимости над рыночной стоимостью, и, соответственно, завышенных налоговых и арендных платежей, рассчитываемых на основании кадастровой стоимости.
На мой взгляд, вместо того, чтобы создавать кучу дополнительных структур, государству стоило бы задуматься о снижении тех сумм кадастровых платежей, которые платит сегодня бизнес и уже скоро будут платить и простые граждане – с 2017 года уплата налогов с кадастровой стоимости начнет действовать применительно и к собственности физлиц. Но, думаю, закон будет принят и во остальных чтениях 100%.
Марина Неустроева, руководитель направления по оценке группы компаний «ЭНСО»
Полагаю, что создание специального госучреждения по кадастровой оценке ситуацию не улучшит. В этом учреждении кадастровую стоимость продолжат рассчитывать те же оценщики по тем же общеизвестным методикам, которыми сегодня пользуются и частные оценщики.
Просто теперь они будут по-другому называться и будут подотчетны другим органам. Ситуацию может поменять только изменение или доработка самой методики оценки, так как существующие сегодня методы оценки кадастровой стоимости не учитывают индивидуальных особенностей имущества, а именно на их основании и складывается итоговая стоимость этого имущества на рынке.
Множество претензий сейчас возникает не к тому, государственные или частные компании проводят оценку, а к методам, по которым эту оценка проводится. Я вижу только минусы: кадастровая стоимость – это база для налогообложения, и при создании бюджетных учреждений для ее определения могут возникнуть дополнительные сложности и препятствия для оспаривания ее размеров, а значит, и для отстаивания интересов собственников оцениваемого имущества.
Тамара Касьянова, управляющий партнер, АО «2К»
Государство считает, что передача функций оценки государственному бюджетному учреждению (ГБУ) призвана повысить прозрачность и эффективность кадастровой оценки, но это не факт.
Во-первых, известно немало случаев, когда передача функций государственным органам приводила к тому, что раздувался аппарат чиновников, и они начинали необоснованно обогащаться, а судиться с государством у нас очень непросто.
Во-вторых, как будет решаться повышение прозрачности и расчетов и сама их методология, пока неизвестно.
Наконец, вместо стимулирования деятельности частного бизнеса в кризисный период, его лишают работы.
Причина этого понятна – вводятся новые правила оценки недвижимости, и государство хочет максимально контролировать эту статью доходов. Проще всего это сделать, забрав оценку себе. Хотя правильнее было бы оставить ее у частников и проработать законопроект «О кадастровой оценке» вместе с ними. Это позволило бы сделать закон и сам процесс оценки более эффективными.
Алена Неплюева, заместитель директора отдела оценки CBRE
Оставим методологические и практические несовершенства массовой кадастровой оценки – о них свидетельствует доля успешно оспоренных на сегодняшний день кадастровых стоимостей. Тем более, что законопроект по сути не меняет действующую методологию оценки.
Основной вопрос – конфликт интересов: насколько независимой может быть оценка, выполненная государственным бюджетным учреждением, с целью определения базы для налогообложения? Кроме того, ГБУ становится «вещью в себе»: независимый аудит отчетов, подготовленных ГБУ, в законопроекте отсутствует. Средства же, выделяемые на эту программу, незначительны. Сможет ли ГБУ при отсутствии достаточного финансирования поддерживать на должном уровне профессионализм своих сотрудников?
На фоне этих вопросов количество оспариваний результатов кадастровой оценки вряд ли уменьшится, а ведь такое уменьшение и является целью законопроекта
Андрей Генералов, управляющий партнер, «Генералов и партнеры»
В ошибках обвиняют независимых оценщиков, проводящих кадастровую оценку, но данные ошибки возникают в следствии крайне ограниченных сроков, которые фактически отводятся на проведение оценки огромного количества объектов оценки в рамках ГКО, но это во-вторых.
А во-первых, информация, предоставляемая оценщику заказчиком уже содержит ошибки. Иногда очень грубые. Либо полностью отсутствует полноценная информация, позволяющая достоверно определить кадастровую стоимость.
Передача работ по ГКО в полноправное и единоличное владение ГБУ рушит сам принцип независимости оценочной деятельности.