Новости → Офлайн-ритейл

Компании и рынки RSS

Настроение улучшилось

Настроение улучшилось

Большинство членов Европейской ассоциации бизнеса (AEB) ожидают в 2016 году улучшения базовых показателей своего бизнеса в России. Такой вывод можно сделать из результатов опроса членов AEB, ежегодно проводимого AEB совместно с исследовательской компанией GfK.

Исследование проводилось методом интервьюирования 89 представителей компаний-членов AEB, работающими в России. Его целью было определение уровня комфорта предпринимательской деятельности в России для компаний-членов АЕБ и оценка их восприятия инвестиционного климата.  

На основании полученных данных авторы исследования ежегодно составляют комплексный Индекс AEB-GfK, отражающий текущее состояние их российского бизнеса и ожидания в краткосрочной перспективе. Максимальное значение Индекса составляет 200, диапазон 110-200 считается зоной положительных ожиданий, 0 – 70 – отрицательных.

Динамика изменения «Комплексного Индекса AEB-GfK» 

Источник: AEB-GfK, исследование «Стратегии и перспективы европейских компаний в России»

 

Как легко видеть из приведенной диаграммы, после провала 2015 года Индекс начал расти, преодолев «дно» 2015 года. Таким образом, можно констатировать, что ожидания европейского бизнеса вошли в положительную зону, несмотря на непрекращающуюся «санкционную войну».

Интересно, что санкции затронули далеко не все компании, участвовавшие в опросе. Данные опроса 2015 года свидетельствуют о том, что лишь 5% компаний отметили, что непосредственно попали под действие санкций ЕС и США, и 16% — частично. При этом 70% всех опрошенных сообщали о негативном влиянии санкций. Ответными мерами России напрямую были затронуты 2% компаний, частично — 7%. При этом отрицательный эффект от них ощутили, судя по их ответам 38% всех компаний. Из всего этого можно сделать вывод, что влияние санкций и «антисанкций» имеет, скорее, «устрашающий», чем реальный характер.    

За счет чего же вырос Индекс в 2016 году? По данным исследования, каждые две из трех (70%) компаний ожидают роста оборота в 2016 году, в то время как год назад эта доля составляла 55%. Выросло и число компаний, ожидающих рост прибыли в ближайшие 2-3 года. При этом треть опрошенных компаний полагают, что инвестиции в российский бизнес будут расти, что превышает аналогичный прошлогодний показатель, в то время как доля ожидающих их снижения значительно снизилась в сравнении с прошлым годом.  

По-видимому, настроения участников опроса связаны с тем, что почти все они (около 90%) ожидают роста экономики России в среднесрочной (3-5 лет) и долгосрочной перспективе (6-10 лет). Европейские компании по-прежнему считают Россию привлекательным рынком, отмечая его высокий потенциал и большой объем, а также позитивное направление развития.

При всем том, факторы, угнетающе влияющие на бизнес, никуда не делись. Самый мощный из них – девальвация рубля, - так считали в 2015 году четыре из пяти опрошенных компаний. В 2016 их доля снизилась до 60%, а самым сильным фактором, по мнению 87% компаний, оказались цены на нефть. Отметим, что самыми сильными негативными факторами каждый раз оказываются слабо прогнозируемые и не поддающиеся сколько-нибудь реальному контролю со стороны бизнеса.

Мнение европейских компаний относительно условий бизнеса в России, в целом, подтверждаются данными аналогичного опроса российских компаний. Правда, есть нюансы.

Российский взгляд

Британская исследовательская компания Markit в рамках своего глобального проекта ежемесячно измеряет Индекс деловой активности PMI в ряде стран, включая Россию. Индекс PMI определяется на основании опросов 300 компаний, работающих в стране, отдельно в производстве и сфере услуг. Считается, что Индекс PMI является достаточно надежным индикатором для прогнозирования поворотных точек делового цикла. Максимальные значения PMI предвещают достижение пика деловой активности через семь месяцев, минимальные – спад через три месяца. Максимальное значение Индекса PMI – 100, нейтральным считается 50. Если Индекс выше этой отметки – экономика будет расти, если ниже – она находится в стадии спада.

Данные по России публикуются обычно в первых числах каждого месяца, следующего за «отчетным». Так, в июне 2016 года появились данные Индекса PMI, характеризующие состояние российской экономики в мае (напомним, что опрос AEB проводился в апреле 2016 года, т.е. сроки предельно сближены). Что же показали опросы российских компаний?

Индекс Markit PMI обрабатывающих отраслей России

Источник: Markit, май 2016

Сезонно скорректированный Индекс PMI для обрабатывающих отраслей России составил в мае 2016 года в мае 49.6 балла и достиг четырехмесячный максимума. По мнению Самюэля Агасса, экономиста компании Markit результаты майского исследования свидетельствуют о дальнейшем ухудшении конъюнктуры. Вместе с тем, считает эксперт, они позволяют предположить, что рынок близок к стабилизации.

А вот в области услуг дело обстоит иначе. Результаты исследования Markit зарегистрировали рост деловой активности, что привело, в целом, к умеренно позитивным деловым ожиданиям.

Российский "Совокупный Индекс Markit"

Источник: Markit, май 2016

Комментируя эти данные, Роб Добсон, старший экономист компании Markit, отмечает, что российская экономика находится в стадии восстановления четвертый месяц подряд. Устойчивость подъема будет зависеть от тенденций спроса, причем, здесь наблюдаются положительные сигналы. По мнению эксперта, российский внутренний рынок устойчиво укрепляется. Этот тренд, скорее всего, сохранится, поскольку рынок труда стабилизируется.

Но почему же в опросе AEB не было заметно свидетельств об ухудшении конъюнктуры? Скорее всего, дело в виде деятельности компаний-респондентов. По данным пресс-службы AEB 21% составляли компании, предоставляющие профессиональные услуги, а 12% работают в области инжиниринговых услуг и строительства. У 70% компаний нет собственного производства в России. Другими словами, среди них преобладают компании, импортирующие в нашу страну оборудование или материалы, а также предоставляющие те или иные B2B-услуги.

Таким образом, поведение «Комплексного Индекса AEB-GfK», в целом, соответствует Индексу PMI в секторе услуг, хотя, они и представляют собой взгляд на один и тот же предмет с разных сторон «пограничного шлагбаума». 

Автор: Content Research

Подписаться на новости

20 сентября / Комментарии

Тинькофф и «Магнит» представляют кобрендовые карты

Тинькофф и сетей магазинов «Магнит» объявляют о выпуске кобрендовых карт платежной системы Visa. Владельцы новых дебетовых и кредитных карт смогут получать бонусы программы лояльности сети (1 бонус — 1 рубль) и расплачиваться ими в магазинах «Магнит», а также пользоваться другими возможностями программы лояльности розничной сети.

далее →

20 сентября / Комментарии

«Пятёрочка» представила новую концепцию торговой сети

X5 Retail Group, ведущая мультиформатная розничная компания России, объявляет об открытии первого универсама «Пятёрочка» в новой концепции торговой сети. Магазин торговой площадью 360 кв. м и ассортиментом около   5 000 позиций расположен в Москве на Малой Филёвской улице, д. 14, корп. 2.

далее →

19 сентября / Комментарии

В России разработали концепцию «умной» витрины

Компания «Витрина, А Групп» предложила свою концепцию «умной» витрины, которая с помощью технологий компьютерного зрения будет отслеживать действия покупателей в торговом зале

далее →

19 сентября / Комментарии

«Пятерочка» стала крупнейшим розничным оператором на российском рынке

Доля «Пятерочки» на российском рынке розничной торговли по итогам второго квартала 2019 г. достигла 8,9% против 8,3% годом ранее. «Пятерочке» удалось обогнать по этому показателю «Магнит», чья доля за тот же период увеличилась с 8,5% до 8,8%.

далее →

19 сентября / Комментарии

Ритейлеры готовятся к росту цен в ответ на инициативу Минприроды

57% представителей розничных сетей не готовы к исполнению инициативы Минприроды о вводе полной утилизации отходов товаров и упаковки. Таковы результаты опроса 800 ритейлеров, который провел комитет по торговле «Деловой России».

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook