Новости → Офлайн-ритейл

Компании и рынки RSS

Настроение улучшилось

Настроение улучшилось

Большинство членов Европейской ассоциации бизнеса (AEB) ожидают в 2016 году улучшения базовых показателей своего бизнеса в России. Такой вывод можно сделать из результатов опроса членов AEB, ежегодно проводимого AEB совместно с исследовательской компанией GfK.

Исследование проводилось методом интервьюирования 89 представителей компаний-членов AEB, работающими в России. Его целью было определение уровня комфорта предпринимательской деятельности в России для компаний-членов АЕБ и оценка их восприятия инвестиционного климата.  

На основании полученных данных авторы исследования ежегодно составляют комплексный Индекс AEB-GfK, отражающий текущее состояние их российского бизнеса и ожидания в краткосрочной перспективе. Максимальное значение Индекса составляет 200, диапазон 110-200 считается зоной положительных ожиданий, 0 – 70 – отрицательных.

Динамика изменения «Комплексного Индекса AEB-GfK» 

Источник: AEB-GfK, исследование «Стратегии и перспективы европейских компаний в России»

 

Как легко видеть из приведенной диаграммы, после провала 2015 года Индекс начал расти, преодолев «дно» 2015 года. Таким образом, можно констатировать, что ожидания европейского бизнеса вошли в положительную зону, несмотря на непрекращающуюся «санкционную войну».

Интересно, что санкции затронули далеко не все компании, участвовавшие в опросе. Данные опроса 2015 года свидетельствуют о том, что лишь 5% компаний отметили, что непосредственно попали под действие санкций ЕС и США, и 16% — частично. При этом 70% всех опрошенных сообщали о негативном влиянии санкций. Ответными мерами России напрямую были затронуты 2% компаний, частично — 7%. При этом отрицательный эффект от них ощутили, судя по их ответам 38% всех компаний. Из всего этого можно сделать вывод, что влияние санкций и «антисанкций» имеет, скорее, «устрашающий», чем реальный характер.    

За счет чего же вырос Индекс в 2016 году? По данным исследования, каждые две из трех (70%) компаний ожидают роста оборота в 2016 году, в то время как год назад эта доля составляла 55%. Выросло и число компаний, ожидающих рост прибыли в ближайшие 2-3 года. При этом треть опрошенных компаний полагают, что инвестиции в российский бизнес будут расти, что превышает аналогичный прошлогодний показатель, в то время как доля ожидающих их снижения значительно снизилась в сравнении с прошлым годом.  

По-видимому, настроения участников опроса связаны с тем, что почти все они (около 90%) ожидают роста экономики России в среднесрочной (3-5 лет) и долгосрочной перспективе (6-10 лет). Европейские компании по-прежнему считают Россию привлекательным рынком, отмечая его высокий потенциал и большой объем, а также позитивное направление развития.

При всем том, факторы, угнетающе влияющие на бизнес, никуда не делись. Самый мощный из них – девальвация рубля, - так считали в 2015 году четыре из пяти опрошенных компаний. В 2016 их доля снизилась до 60%, а самым сильным фактором, по мнению 87% компаний, оказались цены на нефть. Отметим, что самыми сильными негативными факторами каждый раз оказываются слабо прогнозируемые и не поддающиеся сколько-нибудь реальному контролю со стороны бизнеса.

Мнение европейских компаний относительно условий бизнеса в России, в целом, подтверждаются данными аналогичного опроса российских компаний. Правда, есть нюансы.

Российский взгляд

Британская исследовательская компания Markit в рамках своего глобального проекта ежемесячно измеряет Индекс деловой активности PMI в ряде стран, включая Россию. Индекс PMI определяется на основании опросов 300 компаний, работающих в стране, отдельно в производстве и сфере услуг. Считается, что Индекс PMI является достаточно надежным индикатором для прогнозирования поворотных точек делового цикла. Максимальные значения PMI предвещают достижение пика деловой активности через семь месяцев, минимальные – спад через три месяца. Максимальное значение Индекса PMI – 100, нейтральным считается 50. Если Индекс выше этой отметки – экономика будет расти, если ниже – она находится в стадии спада.

Данные по России публикуются обычно в первых числах каждого месяца, следующего за «отчетным». Так, в июне 2016 года появились данные Индекса PMI, характеризующие состояние российской экономики в мае (напомним, что опрос AEB проводился в апреле 2016 года, т.е. сроки предельно сближены). Что же показали опросы российских компаний?

Индекс Markit PMI обрабатывающих отраслей России

Источник: Markit, май 2016

Сезонно скорректированный Индекс PMI для обрабатывающих отраслей России составил в мае 2016 года в мае 49.6 балла и достиг четырехмесячный максимума. По мнению Самюэля Агасса, экономиста компании Markit результаты майского исследования свидетельствуют о дальнейшем ухудшении конъюнктуры. Вместе с тем, считает эксперт, они позволяют предположить, что рынок близок к стабилизации.

А вот в области услуг дело обстоит иначе. Результаты исследования Markit зарегистрировали рост деловой активности, что привело, в целом, к умеренно позитивным деловым ожиданиям.

Российский "Совокупный Индекс Markit"

Источник: Markit, май 2016

Комментируя эти данные, Роб Добсон, старший экономист компании Markit, отмечает, что российская экономика находится в стадии восстановления четвертый месяц подряд. Устойчивость подъема будет зависеть от тенденций спроса, причем, здесь наблюдаются положительные сигналы. По мнению эксперта, российский внутренний рынок устойчиво укрепляется. Этот тренд, скорее всего, сохранится, поскольку рынок труда стабилизируется.

Но почему же в опросе AEB не было заметно свидетельств об ухудшении конъюнктуры? Скорее всего, дело в виде деятельности компаний-респондентов. По данным пресс-службы AEB 21% составляли компании, предоставляющие профессиональные услуги, а 12% работают в области инжиниринговых услуг и строительства. У 70% компаний нет собственного производства в России. Другими словами, среди них преобладают компании, импортирующие в нашу страну оборудование или материалы, а также предоставляющие те или иные B2B-услуги.

Таким образом, поведение «Комплексного Индекса AEB-GfK», в целом, соответствует Индексу PMI в секторе услуг, хотя, они и представляют собой взгляд на один и тот же предмет с разных сторон «пограничного шлагбаума». 

22 апреля 2022 / Комментарии

POSm входной группы. Какие задачи решают, и кому необходимы

О том, как какую роль играют во входной зоне торговой точки POS-материалы, и почему они необходимы, рассказывает Вячеслав Таймазов, PR-специалист агентства технического мерчандайзинга «ТехноМерч».

далее →

16 марта 2022 / Комментарии

Sela открыла первый магазин в формате «moms monsters»

В центре концепции новой Sela — игровое пространство в виде магазина одежды, где дети могут поиграть в продавцов и покупателей, в то время как их мамы занимаются шоппингом.

далее →

24 февраля 2022 / Комментарии

Нужна ли россиянам помощь продавца-консультанта. Исследование

Абсолютному большинству потребителей хотя бы иногда нужна помощь продавца-консультанта. При этом не все рады, когда сотрудники магазина предлагают ее сами. При покупке каких товаров россиянам чаще всего требуется консультация и каким, по их мнению, должен быть идеальный продавец — выяснили аналитики компании «Анкетолог».

далее →

24 февраля 2022 / Комментарии

Руководящий состав М.Видео-Эльдорадо претерпел изменения

Группа М.Видео-Эльдорадо сообщает, что Совет директоров ПАО «М.видео» принял решение о назначении Ирины Ивановой на должность директора по организационной трансформации и персоналу Группы М.

далее →

21 февраля 2022 / Комментарии

«Эльдорадо», «Пятёрочка», «Магнит» запустили первый совместный проект

Российские торговые сети «Эльдорадо», «Магнит» при поддержке Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) запустили первый совместный проект по стимулированию покупателей к использованию многоразовых сумок «Забота в природе вещей». .

далее →