Новая схема НДС с покупок в иностранных интернет-магазинах
Как сообщает «Коммерсант», схема взимания НДС с покупок граждан России в зарубежных интернет-магазинах представлена вице-премьеру Аркадию Дворковичу. На основании данного документа все площадки интернет торговли должны быть зарегистрированы в ФНС, совместно с этим создается механизм, который позволит в автоматическом режиме осуществлять сбор и учет НДС по каждому заказу товара.
В документе уточняется, что когда россиянин формирует заказ, вносит предоплату и отправляет посылку в РФ – у отправления появляется штриховой почтовый идентификатор, который передается электронной площадке и «Почте России» по системе ITMATT. После этого посылка доставляется в Россию, где оформляется ФТС и передается в «Почту России». В отделении почтовой связи приобретатель товара идентифицируют по паспорту, ему выдается посылка с покупкой.
После окончания всех манипуляций, «Почта России» извещает ФТС, ФНС, а также зарубежную почтовую администрацию, которая передает информацию о получении адресатом покупки. В завершении компания переводит налог в размере 18%.
Вице-премьер Дворкович поручил Минфину, Минэкономики, ФНС совместно с заинтересованными органами власти, общественными и деловыми организациями до 21 ноября 2016 года, проработать предложение АКИТ в касательстве технологии налогообложения товаров из иностранных интернет-магазинов, направив пристальное внимание на проработку технологических и правовых вопросов его реализации.
Мнения экспертов
Руслан Маннапов, юрист компании «Ильяшев и партнеры»:
Напомню, что не так давно подобная инициатива уже была узаконена в отношении оказания услуг через информационно-те
Однако непонятен механизм реализации таких поправок. В данном случае товары реализуются не на территории РФ. Поэтому такие операции и не подлежат обложению НДС (согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ). Что действительно дает иностранным продавцам ценовое преимущество перед российскими конкурентами.
В любом случае, если подобная инициатива будет узаконена, это будет дорого стоить самим чиновникам в плане реализации проекта. Инициатива, на данный момент, оставляет нерешенными некоторые вопросы. Как будет иностранная компания переводить налог? В какой валюте? Если в рублях, то придется ли ей открывать рублевый счет?
Максим Баранов, руководитель налоговой практики юридической фирмы Alta Via:
Данная инициатива может быть полезна Минфину (увеличит налоговые доходы) и российским интернет-магазинам (увеличит цены на товары их конкурентов). НДС является косвенным налогом и неизбежно будет включён в цену товара, которую заплатит российский потребитель.
С юридической точки зрения, данная инициатива не устраняет неравенство между российскими и иностранными интернет-магазинами, а напротив, создаёт его. Связано это с тем, что в России облагается НДС реализация товара лишь на территории РФ (если товар в момент начала отгрузки находится на территории РФ). В иностранных государствах действует такой же принцип определения места реализации.
То есть иностранные продавцы уже заплатили НДС в своём государстве. А российские ритейлеры, продавшие товар иностранному покупателю, заплатят НДС в РФ. В этом и заключается равенство.
Инициатива приведёт к тому, что иностранные продавцы будут обязаны платить НДС дважды – в своём государстве и в РФ. А российские ритейлеры, продавшие товар иностранному покупателю, заплатят НДС только в РФ.
Мария Бурмистрова, коммерческий директор REDEXPRESS:
Логистические компании заинтересованы в перевозке как можно большего объема грузов, и нам интересно работать с зарубежными посылками, так как кроме всего прочего, они заполняют магистрали по РФ, тем самым снижая себестоимость перевозок. Поэтому мы не заинтересованы в искусственном ограничении потока зарубежных посылок, связанного с повышением пошлин и перетеканием посылок в нелегальные схемы доставки.
Вероятность того, что с введением НДС покупатели зарубежных магазинов переориентируются на российские, крайне мала. Скорее, они уйдут в более низкий ценовой сегмент.