О итогах 2015 года в ритейле
О итогах года в ритейле рассказывает Роза Дебердеева, директор выставки «Собственная Торговая Марка» IPLS
Последние два года (2014 и 2015) оказались не простыми как для российской экономики, так и для мировой в целом. Кризис, эмбарго, импортозамещение, обвал рубля, повышение закупочных цен и продуктовая инфляция – все эти факторы прямым образом оказали влияние на состояние отечественной розницы. В январе 2015 года оборот розничной торговли сократился на 4%. По оценке аналитиков это стало первым падением продаж, наблюдаемым с 2009 года. Обороты продолжают падать, а стоимость потребительской корзины на конец февраля 2015 года выросла на 24,4% по сравнению с февралём предыдущего года.
По данным Росстата, за первые 4 месяца вступления в силу санкций рост цен определённых групп продовольственных товаров вырос от 5 до 76%.
Если оценивать влияние кризиса на рынок ритейла и представить торговых операторов, прекративших свою работу в России в данный период, то лидерами будут продуктовые сети и fashion-ритейл. За эти два года с рынка «ушли» 56 торговых сетей, 34 из которых бренды иностранного происхождения. Кто «ушел» из России: 18 торговых марок продуктового ритейла, 16 брендов операторов одежды, 6 сетевых игроков общепита, что по факту составляет ТОП 3 лидеров антирейтинга.
Торговые операторы, покинувшие рынок Российского ритейла в 2014-2015 гг, по категориям:
Но, несмотря на это, в отчете международной консалтинговой компании JLL говорится, что за первый квартал 2015 года в Москве был введен рекордный за всю историю рынка объем торговых центров - около 250 тысяч кв. м, что в 4 раза больше значений в январе-марте 2014 года. Интересным может показаться тот факт, что лидер антирейтинга сетей – это продуктовый ритейл, а не fashion сегмент. В момент кризиса каждый потребитель хочет оптимизировать расходы и потребление, а начинается оптимизация, как показывает нынешний опыт, с продуктов питания. Оптимизируя расходы, мы ищем соответствие «цена-качество» и при данном раскладе, безусловно, выигрывают сильные федеральные розничные игроки. Масштаб закупок крупных игроков рынка позволяет получить более низкий уровень закупочных цен у производителей, устанавливать конкурентные цены и сохранить маржу.
ТОП 5 крупнейших ритейлеров FMCG в 2014 не отличается от прогнозов 2015: Магнит, X5, Ашан, Дикси, Метро.
Тем не менее, практически все торговые сети с началом кризиса сократили количество торговых точек и пересмотрели стратегию развития. На волне изменения потребительских возможностей импортозамещение, новые страны экспортёры и продвижение СТМ (собственные торговые марки сетей) стали возможностью для развития. Так в марте 2014 года Дмитрий Медведев обозначил развитие импортозамещающих производств как один из приоритетов для России, добавив: «Глобальная экономика, глобальные технологии развития, но очень многие вещи, которые мы покупаем, мы способны сделать сами».
Но и тут возникает сложность: импортное сырье либо нечем заменить, либо аналогичное сырье отечественного поставщика слишком низкого качества. Как итог мы видим уменьшение ассортимента, рост цен и товары низкого качества. Однако имортозамещение как никогда способствует наболевшему «поддержи отечественного производителя»!
Подводя некоторые итоги уменьшения импортирования, можно сказать, что с едой вроде все неплохо: себя сумеем прокормить. Быстрее всего импорт замещался как раз в пищевой промышленности и в сельском хозяйстве. Да что уж, мы научились делать даже пармезан! И доля отечественных производителей на торговых полках заметно увеличилась. Но стоит иметь в виду, что «made in Russia» производители в данный момент работают в условиях закрытого рынка, но что будет, когда вернутся иностранные конкуренты?
Стоит отметить, что многие иностранные производители продолжают инвестировать в российский рынок, налаживая деловые контакты на лучшее будущее. Так например, Анжело Джакобацци, владелец итальянской компании по производству бальзамического уксуса Fattorie Giacobazzi, основанной в 1988 году, продолжает принимать участие в выставках и искать заказчиков, готовых работать с «евровыми» товарами, как впрочем и многие другие производители из Европы. «IPLS существенно помог нам выйти на новый для нас рынок с конкурентным предложением, которое выгодно не только нам, но и конечному потребителю» - говорит Анжело Джакобацци.
Удивительно, но факт, что кризис как никогда повлиял на развитие СТМ в сетях, увеличив долю присутствия товаров. темпы роста развития СТМ зависят от категорий товаров и варьируются от 25% до 40% в год, что в два раза превышает все аналитические прогнозы на 2015 год. Хотя Россия находится на том этапе, когда доля СТМ в общем объеме сетей рынка всего 6%, для ритейлеров развитие собственных брендов является одним из способов удержать потребителя и как факт сохранить объемы выручки. А самое главное, что потребитель готов покупать СТМ: цена –качество стоит сейчас выше брендозависимости.
В нынешних условиях сильного падения доходов, отсутствия большого ассортимента, рынок находится в руках продавца, а это значит: чем лучше СТМ, тем лояльнее клиент.