Падение потребительских настроений россиян остановилось. Надолго ли?
В феврале падение потребительских настроений россиян остановилось. Но это не означает, что дно уже пройдено, считает Марина Красильникова, руководитель отдела изучения доходов и потребления Левада-Центра. Многое зависит от следующих нескольких месяцев, пишет она в материале, опубликованном РБК daily.
Индекс потребительских настроений (ИПН) отражает склонность населения к потребительским расходам и учитывает мнение опрошенных о своём материальном положении, об экономической ситуации в стране, о рыночных условиях для крупных семейных трат. По данным Левада-Центра в декабре 2014 он рухнул на 12%. Особенно впечатляет, что это произошло в период традиционного роста потребительской активности в предновогодний период, когда люди покупают подарки, им выплачивают дополнительные зарплаты и премии. В январе 2015 года по сравнению с декабрем ИПН продолжал падать, но темпы ухудшения потребительских настроений снизились. Тем не менее значение индекса достигло дна кризиса 2008 года.
В феврале падение ИПН остановилось и появилась надежда, что ситуация с семейными доходами стабилизируется. При этом люди продолжают всё хуже оценивать рыночные условия для крупных семейных расходов: треть опрошенных считают, что сейчас плохое время для этого. Последний раз столь негативные оценки звучали весной 2009 года.
Пока рано говорить о том, что ухудшение потребительских настроений остановлено. Сейчас лишь вступает в силу положительный сезонный фактор — весной настроения всегда улучшаются. Поэтому пока ситуация остаётся неопределённой.