Правила возврата в онлайн и офлайн магазинах уравняют
Как сообщают «Известия», Минэкономразвития планирует полностью уровнять в правах офлайн и онлайн магазины в части возможности возврата тех или иных товаров.
Таким образом, ведомство предлагает скорректировать пункт 21 «Правил продажи дистанционным способом». Что подразумевает под собой лишение покупателей права обмена или возврата приобретённых в онлайн-магазине – книг, косметики, электронной или бытовой техники, а также нижнего белья.
В частности в новой редакции заявлено, что покупатель более не вправе отказываться от приобретённого товара, если он является надлежащего качества, а также включенного в перечень непродовольственных не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, габарита, формы, фасона, комплектации или расцветки.
На данный момент по законодательству РФ никаких ограничений, на возврат товаров приобретённых в онлайн-магазинах нет.
Мнения экспертов
Глеб Сибирцев, основатель Байон.ру:
Это спорное решение, потому что законодатель дал возможность покупателям возвращать онлайн покупки из-за того, что покупатель не может непосредственно ознакомиться с товаром в момент размещения заказа. Поэтому говорить об уравнивании онлайн и оффлайн ритейла, на мой взгляд, некорректно.
Для бизнеса также важно, чтобы покупатель был уверен в своей покупке и знал, что может вернуть покупку, если ему что-то не понравится.
Гораздо большей проблемой, по нашей практике, является то, что в законе четко не прописано, что означает «сохранение товарного вида», а ведь именно это закон называет основным условием для возможности вернуть товар надлежащего качества.
Реальный пример - являются ли небольшие царапины на корпусе телефона нарушением товарного вида? Мы считаем да, потому что ни один покупатель не купит такой товар как новый. Но суд придерживается другого мнения и говорит, что это несущественное нарушение товарного вида и возврат магазин обязан принять.
Если бы законодатель уточнил, что является сохранением товарного вида, а что нет, то это решило бы больше проблем, т.к. и покупатель и продавец знали бы, что они могут делать, а что нет. Сейчас же из-за этого постоянно споры.
Кино Квок, генеральный директор компании TradeEase:
Безусловно, не все приобретенные в Интернете товары можно возвращать после покупки. Такой запрет нужен для охраны прав как потребителей, так и производителей.
Например, книги, периодические издания, аудио- и видео-продукты: некоторые покупатели могут сделать копии, а затем вернуть оригиналы продавцу и попросить обратно их стоимость. Некоторые товары не могут быть возвращены по причинам гигиены. Это правило распространяется на нижнее белье, косметику и пр.
Поэтому я полагаю, что мера Министерства экономического развития России относительно политики невозврата разумна и оправдана. Отмечу, что подобные поправки были приняты в других странах, в том числе и в Китае, государстве с самым большим онлайн-рынком.
Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП":
На мой взгляд, от расширения правил возврата товаров получат выгоду интернет-магазины. К правилам возврата все уже привыкли в офлайн-торговле, и как юрист я согласна с тем, что правила он-лайн и оф-лайн торговли должны быть одинаковыми.
Полагаю, что ужесточение правил возврата в интернет-торговле не оттолкнет покупателей от покупок онлайн, т.к. чаще всего потребители делают покупки в интернете, руководствуясь в первую очередь экономией времени и денег, а не тем как они будут возвращать купленный товар.
Те интернет-магазины, которые посчитают, что такие меры могут вызвать отток покупателей, смогут установить свои правила обмена и возврата, как сейчас уже делают и многие офлайн-магазины. Например, они могут продлить срок для возврата товара надлежащего качества до 30 дней по сравнению с 14 днями, установленными законодательством.
Алексей Оськин, генеральный директор логистического сервиса Easy Way:
Ужесточение условий продажи в интернете некоторых категорий товаров существенно не повлияет на рынок дистанционной торговли по двум причинам.
С одной стороны, такое ужесточение должно сократить покупательскую аудиторию рынка e-commerce, но подобные меры уже есть в сегменте стационарных магазинов, поэтому не оставляют альтернативного выбора покупателям.
С другой стороны, по разным экспертным оценкам, процент возвратов в данных категориях товаров составляет не более 1,5%, поэтому эффект от нововведений будет пропорционален этой незначительной доле в общем объеме интернет-торговли.