Правила возврата в онлайн и офлайн магазинах уравняют

Смотрите в каталоге
Курьерские службы

Как сообщают «Известия», Минэкономразвития планирует полностью уровнять в правах офлайн и онлайн магазины в части возможности возврата тех или иных товаров.

Таким образом, ведомство предлагает скорректировать пункт 21 «Правил продажи дистанционным способом». Что подразумевает под собой лишение покупателей права обмена или возврата приобретённых в онлайн-магазине – книг, косметики, электронной или бытовой техники, а также нижнего белья.

В частности в новой редакции заявлено, что покупатель более не вправе отказываться от приобретённого товара, если он является надлежащего ‎качества, а также включенного в перечень непродовольственных не подлежащих возврату ‎или обмену на аналогичный товар других размеров, габарита, формы, ‎ фасона, комплектации или расцветки.

На данный момент по законодательству РФ никаких ограничений, на возврат товаров приобретённых в онлайн-магазинах нет.

Мнения экспертов

Глеб Сибирцев, основатель Байон.ру:

Это спорное решение, потому что законодатель дал возможность покупателям возвращать онлайн покупки из-за того, что покупатель не может непосредственно ознакомиться с товаром в момент размещения заказа. Поэтому говорить об уравнивании онлайн и оффлайн ритейла, на мой взгляд, некорректно.

Для бизнеса также важно, чтобы покупатель был уверен в своей покупке и знал, что может вернуть покупку, если ему что-то не понравится.

Гораздо большей проблемой, по нашей практике, является то, что в законе четко не прописано, что означает «сохранение товарного вида», а ведь именно это закон называет основным условием для возможности вернуть товар надлежащего качества.

Реальный пример - являются ли небольшие царапины на корпусе телефона нарушением товарного вида? Мы считаем да, потому что ни один покупатель не купит такой товар как новый. Но суд придерживается другого мнения и говорит, что это несущественное нарушение товарного вида и возврат магазин обязан принять.

Если бы законодатель уточнил, что является сохранением товарного вида, а что нет, то это решило бы больше проблем, т.к. и покупатель и продавец знали бы, что они могут делать, а что нет. Сейчас же из-за этого постоянно споры.

Кино Квок, генеральный директор компании TradeEase:

Безусловно, не все приобретенные в Интернете товары можно возвращать после покупки. Такой запрет нужен для охраны прав как потребителей, так и производителей.

Например, книги, периодические издания, аудио- и видео-продукты: некоторые покупатели могут сделать копии, а затем вернуть оригиналы продавцу и попросить обратно их стоимость. Некоторые товары не могут быть возвращены по причинам гигиены. Это правило распространяется на нижнее белье, косметику и пр.

Поэтому я полагаю, что мера Министерства экономического развития России относительно политики невозврата разумна и оправдана. Отмечу, что подобные поправки были приняты в других странах, в том числе и в Китае, государстве с самым большим онлайн-рынком.

Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП": 

На мой взгляд, от расширения правил возврата товаров получат выгоду интернет-магазины. К правилам возврата все уже привыкли в офлайн-торговле, и как юрист я согласна с тем, что правила он-лайн и оф-лайн торговли должны быть одинаковыми.

Полагаю, что ужесточение правил возврата в интернет-торговле не оттолкнет покупателей от покупок онлайн, т.к. чаще всего потребители делают покупки в интернете, руководствуясь в первую очередь экономией времени и денег, а не тем как они будут возвращать купленный товар.

Те интернет-магазины, которые посчитают, что такие меры могут вызвать отток покупателей, смогут установить свои правила обмена и возврата, как сейчас уже делают и многие офлайн-магазины. Например, они могут продлить срок для возврата товара надлежащего качества до 30 дней по сравнению с 14 днями, установленными законодательством.

Алексей Оськин, генеральный директор логистического сервиса Easy Way:

Ужесточение условий продажи в интернете некоторых категорий товаров существенно не повлияет на рынок дистанционной торговли по двум причинам.

С одной стороны, такое ужесточение должно сократить покупательскую аудиторию рынка e-commerce, но подобные меры уже есть в сегменте стационарных магазинов, поэтому не оставляют альтернативного выбора покупателям.

С другой стороны, по разным экспертным оценкам, процент возвратов в данных категориях товаров составляет не более 1,5%, поэтому эффект от нововведений будет пропорционален этой незначительной доле в общем объеме интернет-торговли.

Компании и сервисы: Easy Way
20 января 2022 / Комментарии

Авито и участники IT-коалиции подписали мировое соглашение с Яндексом

Авито в составе коалиции интернет-компаний, ФАС России и Яндекс договорились о заключении мирового соглашения в судебном процессе в отношении поисковой системы Яндекс.

далее →

17 декабря 2021 / Комментарии

«Опора России» предложила запретить маркетплейсам делать пометки «об одном товаре в наличии»

«Опора России» предложила запретить маркетплейсам указывать, что предложение товара ограничено, без пометки о том, что оно ограничено только на их площадках. С инициативой внести такую поправку в закон «О защите прав потребителей» выступил вице-президент бизнес-объединения Алексей Кожевников.

далее →

16 декабря 2021 / Комментарии

Для маркетплейсов разработают стандарты работы с поставщиками

Минпромторг разрабатывает стандарты взаимодействия маркетплейсов с поставщиками. За основу взяты предложения, которые выдвигала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). 

далее →

13 декабря 2021 / Комментарии

AliExpress Россия стала участником налогового мониторинга

Маркетплейс AliExpress Россия вступил в налоговый мониторинг. Компания переходит на новую форму налогового контроля с 1 января 2022 года.

далее →

25 ноября 2021 / Комментарии

Российские маркетплейсы могут попасть под двойное налогообложение

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилось к премьеру Михаилу Мишустину с письмом, в котором маркетплейсы просят повлиять на ситуацию вокруг налогообложения в Казахстане и Беларуси.

далее →