Предложение запретить демпинг в рознице. Мнения экспертов
Как сообщают «Ведомости», Сергей Кузнецов, директор Союза независимых сетей России направил ходатайство на имя председателя правительства Дмитрия Медведева, в котором российские региональные ритейлеры просят запретить реализовывать в рознице продукты питания ниже закупочной цены на законодательном уровне.
Представитель Министерства промышленности и торговли подтвердил, что действительно данное ходатайство министерством получено, и сейчас оно находится на рассмотрении, но прежде чем принимать какие-то определённые шаги в ту или иную строну, необходимо чётко оценить все возможные риски и последствия данного решения.
Как отмечает Михаил Пестерев, генеральный директор CityNature – это безусловно хорошая инициатива, которая поможет выживать небольшим торговым сетям, ведущим бизнес в своем регионе. У крупных федеральных сетей действительно очень распространена тактика «выжженой земли»: устроить демпинг, вынудить локальных игроков закрыть торговые точки, создающие им конкуренцию, а потом, когда конкуренты ушли с рынка, федеральные ритейлеры начинают поднимать цены.
При этом, далеко не факт, что федеральные сети получают худшие торговые площади, зачастую каждый арендодатель мечтает посадить на свою площадь именно федерального ритейлера, который с одной стороны может генерить трафик и поднимать таким образом ценность площадей, находящихся по соседству или в одном с таким ритейлером торговом центе, а с другой стороны, «федерал» намного надежнее и устойчивее, чем локальная сеть, поэтому может гарантировать стабильный денежный поток долгое время.
Благодаря таким преимуществам, арендодатель зачастую сдает свои площади намного дешевле именно федеральным сетям. Что касается закупочной цены, то федеральные сети и здесь имеют преференции за счет огромного объема закупок, поэтому локальные сети всегда закупаются дороже.
Такая инициатива будет полезна для поддержки и небольших локальных ритейлеров, и для малого бизнеса в целом.
Как, в свою очередь, отмечает Дмитрий Ястребов, к.ю.н., главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы»: цена – один из инструментов позиционирования и конкурентной борьбы. В условиях кризиса и снижения спроса сделки в убыток встречаются все чаще. Такие операции традиционно привлекают повышенное внимание контролирующих органов.
Стоит вспомнить череду обвинений со стороны контролирующих органов в отсутствии разумной деловой цели если продажная цена не покрывала все издержки налогоплательщика.
Судебная практика достаточно разнообразна. Так, ФАС Западно-Сибирского округа отказал налогоплательщику в вычете НДС, поскольку цена приобретения товара была завышена в семь раз, а последующая продажная цена не покрывала все издержки налогоплательщика. Суд также отметил, что подобные хозяйственные операции не проводятся, если за ними не кроется иное (постановление от 10.08.2005 г. по делу № Ф04-5166/2005(13823-А46-18)). В постановлении ФАС Поволжского округа от 29.03.2006 г. по делу № А12-27621/05-С21 судьи пришли к выводу об отсутствии разумной деловой цели, поскольку сделки были заведомо убыточными для налогоплательщика. ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 17.01.2007 г. № А33-5877/05-Ф02-7258/06-С1 по делу № А33-5877/05 поддержал налоговиков, указав, что операции, совершенные налогоплательщиком, были экономически нецелесообразны, так как закупочная цена товара была выше цены продажи на экспорт.
В тоже время, есть и примеры судебных решений в пользу налогоплательщиков. Например, в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 г. № 13234/05 по делу № А40-245/05-117-4 и от 28.02.2006 г. № 12669/05 по делу № А40-3898/05-118-48 указано, что факт продажи товара по цене ниже цены приобретения еще не свидетельствует об отсутствии разумной деловой цели. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.06.2006 г. № 3946/06 по делу № А40-19572/04-14-138 сделан вывод о том, что факт реализации товара на экспорт по цене, которая ниже цены приобретения товара у российского поставщика, сам по себе, вне связи с другими обстоятельствами конкретного дела, не может свидетельствовать о недобросовестности общества и рассматриваться в качестве объективного признака недобросовестности. Аналогичные выводы можно найти в постановлениях ФАС Московского округа от 11.03.2008 г. № КА-А40/1209-08 по делу № А40-35330/07-99-146, ФАС Центрального округа от 19.02.2008 г. по делу № А35-1831/07-С18, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 г. № 15АП-2735/2013 по делу № А53-25214/2012.
Кстати, ещё в июле 2013 г. ФАС России на заседании Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли, рекомендовала запрет на продажу торговыми сетями продовольственных товаров по цене ниже закупочной цены.
В начале ноября 2015 г. Минфин в своём письме информационно-разъяснительного характера от 09.11.2015 г. № 03-07-11/64260 о восстановлении НДС при реализации товаров по цене ниже цены приобретения, указал, что при реализации товаров по цене ниже цены приобретения по договору, заключенному лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости, указанной в этом договоре.