Отмечено резкое падение объемов продаж лекарственных препаратов
Как сообщают «Ведомости», ссылаясь на аналитику DSM Group, за 1 квартал 2016 года продажа лекарственных препаратов в РФ сократилась на 10% и составили всего 270,3 млрд руб. Падение продаж зафиксировано впервые за все время сбора статистики начиная с 2008 года.
Заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков заявил, что падение продаж лекарств в России это очень плохой сигнал, так как люди обычно экономят на покупке лекарственных средств в самую последнюю очередь.
По словам гендиректора DSM Group Сергей Шуляк, основные всплески продажи лекарств приходятся на март, октябрь и ноябрь, поэтому 1 квартал является очень важным и весьма показательным по году в целом.
Мнения экспертов
Тамара Касьянова, вице-президент российского клуба финансовых директоров
Сокращение объемов рынка лекарств – это показатель крайне серьезного кризиса на потребительском рынке. Падение реальных доходов, сокращение практически по всем потребительским рынкам, кардинальные изменения структуры потребительской корзины – все это вынужденные меры экономии в рамках приспосабливания к новой экономической реальности. Но падение потребления лекарств – это уже крайняя степень нехватки денег у населения. Когда люди начинают экономить на здоровье – это говорит о начале обнищания граждан.
Если в условиях снижения потребительских возможностей продуктовый сектор, например, смог достаточно быстро подстроиться, предложив товары более низкого качества по доступной цене, то на рынке лекарств эти процессы происходят гораздо медленнее. Однако сегодня это единственный путь развития рынка: предложить населению более дешевые аналоги известных лекарств – дженерики. Сегодня уже началась активная маркетинговая кампания по продвижению таких препаратов. Поэтому в ближайшее время можно ожидать серьезного перераспределения долей на рынке лекарств.
Раиль Хисматуллин, президент группы предприятий «Тенториум»
Продажи медицинских препаратов снижаются уже давно. Впервые о резком падении продаж лекарств заговорили еще в сентябре прошлого года. С точки зрения владельцев лекарственных брендов это, конечно, негативный показатель. Но в этой ситуации показательно другое.
Люди стали тратить меньше денег на лекарства, но при этом, по нашим данным, они стали обращать больше внимания на свое здоровье. То есть, вместо того, чтобы лечить появившуюся болезнь, население предпочитает следить за тем, чтобы эта болезнь совсем не появлялась. Такие настроения сейчас царят не только в России – мода на велнес как комплексный подход к жизни уже долгое время прорастала в среде самых прогрессивных представителей общества. Мы наблюдаем это и в Казахстане, и в Монголии, и а Украине, и, конечно, в странах Запада, где представлен бренд «Тенториум»: Германии, Эстонии, Словакии, США и других.
Обратите внимание на продажи велосипедов, абонементов в спортзалы и фитнес-клубы, здорового питания – они как минимум находятся на уровне аналогичного периода прошлого года. Чтобы не тратить денег на лекарства, современный человек хочет быть здоровым и именно сюда сейчас вкладывает свои средства.