Новости → Офлайн-ритейл

Компании и рынки RSS

Ритейлеры и поставщики смогут расторгать договор в одностороннем порядке

Как сообщает «Коммерсант», в проект поправок к закону «О торговле» внесена норма, которая дает право ритейлерам и поставщикам расторгать договоры поставки в одностороннем порядке (в течение переходного периода).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий, Группа компаний «Гордейчик и партнеры» 

Такой нестандартный для отечественного законодателя подход связан с тем, что ограничения новой редакции Федерального закона «О торговле» распространяют свое действие на ранее заключенные соглашения. Это, в свою очередь, является исключением из общего правила, предусмотренного п. 2 ст. 422 ГК РФ.

Напомню, что в соответствии с ним, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.

В свою очередь, в проекте закона предусмотрен переходный период с 1 января по 1 апреля 2017 г. После истечения этого срока условия договоров, в настоящее время существенно ущемляющие права поставщиков (длительные отсрочки платежа, навязывание дополнительных услуг, продажа выгодных мест размещения товара), и не отвечающие новому нормированию автоматически утратят силу (станут ничтожными).

В целях минимизации существенных для ритейла потерь от такого «урезания» возможностей, в законе предусмотрено право поставщика или покупателя расторгать в переходный период договоры поставки в одностороннем порядке, если после 1 апреля 2017 г. какая-то из них в значительной мере лишится того, на что могла рассчитывать в момент заключения контракта.

Это предписание, действительно существенно отличается от того, что написано в ГК РФ про расторжение договоров, но ведь сам кодекс прямо допускает возможность введения подобных специальных правил другими законами.

Сказанное не означает, что к этим случаям одностороннего отказа не будут применяться положения ст. 450.1 ГК РФ, в том числе о необходимости действовать с особой осмотрительностью (разумно и добросовестно), то есть с оглядкой не только на собственные интересы, но и интересы своих контрагентов.

В целом, судебные споры, касающиеся расторжения договоров в связи с существенным изменением обстоятельств, а именно о такой ситуации идет речь в данном случае, относятся к числу наиболее сложных. Они требуют учета массы факторов и определенной житейской мудрости, в связи с чем, по общему правилу (ст. 451 ГК РФ), расторжение договоров по этому основанию производится в судебном порядке.

Представление сторонам отношений права самостоятельного решения вопроса я считаю крайне недальновидным. Допустим, вы - как руководитель предприятия в одностороннем порядке отказались от договора и суд вас поддержал. Это хорошо. А если нет? Сложно представить во сколько раз цена иска о возмещении причиненных убытков превзойдет выгоду, которую планировалось получить в результате «волевого решения».

В гражданских правоотношениях – «худой мир» всегда «лучше доброй ссоры», поэтому переходные положения проекта в первую очередь ориентируют поставщиков и покупателей на приведение действующих договоров в соответствие с требованиями нового закона. Односторонний отказ - этой крайняя и весьма рискованная мера. 

Автор: Александр

Подписаться на новости

14 декабря / Комментарии

Путин предложил простить индивидуальным предпринимателям долги по налогам

Президент Владимир Путин предложил освободить граждан и индивидуальных предпринимателей от налоговой задолженности на сумму более 56 миллиардов рублей.

далее →

14 декабря / Комментарии

СИТИЛИНК тестирует новый формат магазинов

Федеральный дискаунтер электроники и бытовой техники СИТИЛИНК запустил в Пятигорске первый магазин экспериментального формата – шоу-рум. Праздничное открытие прошло с 8 по 10 декабря по адресу: ул. Октябрьская, д. 3, ТЦ «Весна».  

далее →

14 декабря / Комментарии

Metro заработала в России в 15 раз больше, чем в Германии

Metro впервые за пять лет раскрыла годовые доходы на российском рынке. Согласно обнародованным данным, за 2016/17 финансовый год, выручка сети в России составила 3,4 млрд евро. 

далее →

13 декабря / Комментарии

Тайные покупатели составили рейтинг сетевых кофеен с самым вкусным кофе и лучшим сервисом

В ноябре 2017 года компания BINO, первый в мире сервис для полностью самостоятельного управления проектами методом «тайный покупатель», провела независимое исследование качества обслуживания посетителей сетевых кофеен.  В выборку попали восемь заведений в России, отобранных исходя из количества точек: «КофеБин», «Кофе Хауз», Traveler's coffee, «Шоколадница», «Даблби», Coffeeshop Company, Costa Coffee, «Старбакс».

далее →

13 декабря / Комментарии

Mail.ru Group и Х5 помогут рекламодателям оценить влияние онлайн-рекламы на офлайн-продажи

Mail.Ru Group и X5 Retail Group объявляют о начале партнерства в области таргетинга онлайн-рекламы и оценки её влияния на продажи в конкретных магазинах. Новый инструмент уже протестирован международным рекламным холдингом Dentsu Aegis Network.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook