Новости → Офлайн-ритейл

Компании и рынки RSS

Ритейлеры и поставщики смогут расторгать договор в одностороннем порядке

Как сообщает «Коммерсант», в проект поправок к закону «О торговле» внесена норма, которая дает право ритейлерам и поставщикам расторгать договоры поставки в одностороннем порядке (в течение переходного периода).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий, Группа компаний «Гордейчик и партнеры» 

Такой нестандартный для отечественного законодателя подход связан с тем, что ограничения новой редакции Федерального закона «О торговле» распространяют свое действие на ранее заключенные соглашения. Это, в свою очередь, является исключением из общего правила, предусмотренного п. 2 ст. 422 ГК РФ.

Напомню, что в соответствии с ним, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.

В свою очередь, в проекте закона предусмотрен переходный период с 1 января по 1 апреля 2017 г. После истечения этого срока условия договоров, в настоящее время существенно ущемляющие права поставщиков (длительные отсрочки платежа, навязывание дополнительных услуг, продажа выгодных мест размещения товара), и не отвечающие новому нормированию автоматически утратят силу (станут ничтожными).

В целях минимизации существенных для ритейла потерь от такого «урезания» возможностей, в законе предусмотрено право поставщика или покупателя расторгать в переходный период договоры поставки в одностороннем порядке, если после 1 апреля 2017 г. какая-то из них в значительной мере лишится того, на что могла рассчитывать в момент заключения контракта.

Это предписание, действительно существенно отличается от того, что написано в ГК РФ про расторжение договоров, но ведь сам кодекс прямо допускает возможность введения подобных специальных правил другими законами.

Сказанное не означает, что к этим случаям одностороннего отказа не будут применяться положения ст. 450.1 ГК РФ, в том числе о необходимости действовать с особой осмотрительностью (разумно и добросовестно), то есть с оглядкой не только на собственные интересы, но и интересы своих контрагентов.

В целом, судебные споры, касающиеся расторжения договоров в связи с существенным изменением обстоятельств, а именно о такой ситуации идет речь в данном случае, относятся к числу наиболее сложных. Они требуют учета массы факторов и определенной житейской мудрости, в связи с чем, по общему правилу (ст. 451 ГК РФ), расторжение договоров по этому основанию производится в судебном порядке.

Представление сторонам отношений права самостоятельного решения вопроса я считаю крайне недальновидным. Допустим, вы - как руководитель предприятия в одностороннем порядке отказались от договора и суд вас поддержал. Это хорошо. А если нет? Сложно представить во сколько раз цена иска о возмещении причиненных убытков превзойдет выгоду, которую планировалось получить в результате «волевого решения».

В гражданских правоотношениях – «худой мир» всегда «лучше доброй ссоры», поэтому переходные положения проекта в первую очередь ориентируют поставщиков и покупателей на приведение действующих договоров в соответствие с требованиями нового закона. Односторонний отказ - этой крайняя и весьма рискованная мера. 

Автор: Александр

Подписаться на новости

18 октября / Комментарии

Роспотребнадзор планирует полностью запретить пластиковые пакеты

Роспотребнадзор готовит законопроект о постепенном сокращении производства пластиковых пакетов. В будущем Роспотребнадзор планирует полностью запретить пластиковые пакеты. Инициативу уже поддержали в Минприроды.

далее →

17 октября / Комментарии

Duracell собрал и отправил на переработку 35 тонн батареек в рамках Недели сбора батареек 2019

Компания Duracell, один из ведущих производителей батареек, и ГК «Мегаполисресурс» объявляют результаты «Недели сбора батареек 2019», которая прошла с мая по октябрь 2019 года.

далее →

17 октября / Комментарии

В России растет уровень осознания экологических проблем, а бережливое потребление может стать новым трендом

Долгое время вопросы экологии и бережливости были далеко не на первом месте для потребителей в России. Но, как показали исследования GfK, уровень осознания экологических проблем растет, а бережливое потребление может стать новым трендом.  

далее →

16 октября / Комментарии

«Детский мир» планирует запуск маркетплейса по продаже одежды и обуви

«Детский мир» планирует запустить в 2020 г. пилотный маркетплейс по продаже обуви и одежды. Также ритейлер планирует расширить ассортимент интернет-магазина с 50 тыс. до 250 тыс. товаров.

далее →

16 октября / Комментарии

47% покупателей бойкотируют бренды из-за некачественного клиентского сервиса

Современные покупатели все меньше хотят общаться оффлайн с клиентским сервисом компаний, предпочитая взаимодействовать через цифровые каналы. Исследование Accenture Next Generation Customer Services говорит о том, что 73% потребителей во всем мире предпочтут решить свой вопрос, зайдя на сайт компании.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook