Новости → Офлайн-ритейл

Компании и рынки RSS

Ритейлеры и поставщики смогут расторгать договор в одностороннем порядке

Как сообщает «Коммерсант», в проект поправок к закону «О торговле» внесена норма, которая дает право ритейлерам и поставщикам расторгать договоры поставки в одностороннем порядке (в течение переходного периода).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий, Группа компаний «Гордейчик и партнеры» 

Такой нестандартный для отечественного законодателя подход связан с тем, что ограничения новой редакции Федерального закона «О торговле» распространяют свое действие на ранее заключенные соглашения. Это, в свою очередь, является исключением из общего правила, предусмотренного п. 2 ст. 422 ГК РФ.

Напомню, что в соответствии с ним, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.

В свою очередь, в проекте закона предусмотрен переходный период с 1 января по 1 апреля 2017 г. После истечения этого срока условия договоров, в настоящее время существенно ущемляющие права поставщиков (длительные отсрочки платежа, навязывание дополнительных услуг, продажа выгодных мест размещения товара), и не отвечающие новому нормированию автоматически утратят силу (станут ничтожными).

В целях минимизации существенных для ритейла потерь от такого «урезания» возможностей, в законе предусмотрено право поставщика или покупателя расторгать в переходный период договоры поставки в одностороннем порядке, если после 1 апреля 2017 г. какая-то из них в значительной мере лишится того, на что могла рассчитывать в момент заключения контракта.

Это предписание, действительно существенно отличается от того, что написано в ГК РФ про расторжение договоров, но ведь сам кодекс прямо допускает возможность введения подобных специальных правил другими законами.

Сказанное не означает, что к этим случаям одностороннего отказа не будут применяться положения ст. 450.1 ГК РФ, в том числе о необходимости действовать с особой осмотрительностью (разумно и добросовестно), то есть с оглядкой не только на собственные интересы, но и интересы своих контрагентов.

В целом, судебные споры, касающиеся расторжения договоров в связи с существенным изменением обстоятельств, а именно о такой ситуации идет речь в данном случае, относятся к числу наиболее сложных. Они требуют учета массы факторов и определенной житейской мудрости, в связи с чем, по общему правилу (ст. 451 ГК РФ), расторжение договоров по этому основанию производится в судебном порядке.

Представление сторонам отношений права самостоятельного решения вопроса я считаю крайне недальновидным. Допустим, вы - как руководитель предприятия в одностороннем порядке отказались от договора и суд вас поддержал. Это хорошо. А если нет? Сложно представить во сколько раз цена иска о возмещении причиненных убытков превзойдет выгоду, которую планировалось получить в результате «волевого решения».

В гражданских правоотношениях – «худой мир» всегда «лучше доброй ссоры», поэтому переходные положения проекта в первую очередь ориентируют поставщиков и покупателей на приведение действующих договоров в соответствие с требованиями нового закона. Односторонний отказ - этой крайняя и весьма рискованная мера. 

Автор: Александр

Подписаться на новости

27 февраля / Комментарии

«Вкусвилл» готовится к открытию магазинов в Нидерландах

Российский продуктовый ретейлер «ВкусВилл» зарегистрировал юрлицо в Нидерландах, пишут «Ведомости». По данным газеты, совсем скоро компания откроет свои магазины в Европе и, возможно, в других странах. Среди претендентов — Нидерланды, Франция и Китай.

далее →

26 февраля / Комментарии

Х5, «Билайн», «М.Видео-Эльдорадо» и Hoff объединяют усилия по поиску и внедрению инноваций

X5 Retail Group, Билайн, Группа «М.Видео-Эльдорадо» и Hoff объявляют о создании альянса по поиску и внедрению инноваций. Retail Innovation Tech Alliance (RITA) будет искать новые технологические решения как на российском рынке, так и на крупнейших международных стартап-площадках.

далее →

26 февраля / Комментарии

Азбука Вкуса отказывается от печатных чеков

У покупателей сети супермаркетов «Азбука Вкуса» появилась возможность настроить автоматический отказ от печати чека и при всех последующих покупках вместо бумажного получать электронный чек на email.

далее →

25 февраля / Комментарии

Исследование покупок FMСG товаров в России в 2019 году

По данным потребительской панели GfK, по итогам 2019 года рост покупок товаров FMCG, включая фармпрепараты, составил 6,6% в стоимостном выражении. Основными факторами, влияющими на покупательский выбор, является удобство и осознанное потребление. Среди каналов торговли в большом плюсе — жесткие дискаунтеры, e-commerce, специализированные магазины; в минусе — традиционная торговля и парфюмерии.

далее →

25 февраля / Комментарии

Исследование «Связного»: россияне предпочли iPhone 11, дешевые зрелища и улететь

Компания «Связной» и QIWI изучили траты россиян в преддверии Дня святого Валентина по своим каналам приема электронных платежей в пользу крупных онлайн-магазинов в категориях, которые пользуются наибольшей популярностью среди тех, кто планирует приобрести подарок.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook