Ритейлеры обсуждают отказ от вознаграждений, получаемых от локальных поставщиков
Как сообщают "Известия", ритейлер X5 Retail Group выступил с предложением ко всем крупным рыночным игрокам обсудить полный отказ от вознаграждений, получаемых от локальных поставщиков продукции, которые имеют ограничения на 10% от суммы поставки. Конкретно предложение касается только поставщиков категорией ultra fresh и fresh (овощей, мяса, фруктов, птицы).
По большей степени предложение затронет поставщиков продукции, которые замещают отечественными товарами импортные в связи с ответными санкциями наложенными правительством РФ на Евросоюз и Турцию.
Также X5 Retail Group предлагает всем местным производителям, которые на данный момент работают по региональному контракту выделить преференции в виде сокращения отсрочки платежа до 7 рабочих дней (сейчас минимальная отсрочка всего 10 дней). С остальными поставщиками режим работы останется прежним.
По мнению X5 Retail Group, действующую систему взимания бонусов с поставщиков стоит усовершенствовать, так как многообразие отношений между разными группами партнёров «не позволяет эффективно применять единое решение, устанавливаемое федеральным законом». В X5 Retail Group считают, что если удастся договориться со всеми игроками рынка, то изменения войдут в Кодекс добросовестных практик.
Алексей Головченко, управляющий партнер ГК «ЭНСО», глава комитета по ОРВ законов и законопроектов регионального отделения «Деловой России» отмечает, что все последние действия и идеи чиновников в отношение бизнеса подтверждают очень неприятную тенденцию. Законотворчество не учитывает интересов бизнеса, законопроекты внедряются без согласования с теми, на кого они направлены. Безусловно, перед чиновниками не стоит задачи помогать предпринимателям и решать их проблемы. Для чиновников главное – пополнять бюджет (в лучшем случае, в худшем – просто лоббировать чьи-то конкретные интересы).
Но адекватные законы для бизнеса и высокая собираемость налогов неразрывно связаны. Платежеспособен бизнес – наполняется налогами казна.
Несогласованность действий чиновников и потребностей и возможностей бизнеса - серьезная проблема современного законотворчества. А накануне выборов многие инициативы и идеи законотворцев вообще скатываются в откровенный популизм. Эту проблему осознают в Правительстве. И один из вариантов ее решения – внедрение механизмов оценки регулирующего воздействия (ОРВ), когда принимаемые законы анализируются с точки зрения их воздействия на объекты регулирования – на тех, кто эти законы должен исполнять.
Но фокус с ОРВ в этом, что его эффективная работа возможна только при наличии инициативы со стороны бизнеса. На ситуацию действительно можно влиять, если бизнес перестанет занимать позицию пассивного наблюдателя и откажется от роли жертвы законотворческого хаоса. Недавняя инициатива X5 Retail Group относительно поправок в закон «О торговле» – яркий тому пример.
Главный нормативный акт, регулирующий розничную торговлю, год назад попытались изменить депутаты Госдумы. Тогда был озвучен проект поправок к закону «О торговле». Среди основных авторов - депутат Госдумы Ирина Яровая. Законопроект стал резонансным сразу после его обнародования. Законотворцы в числе прочего предлагали существенно сократить отсрочку платежей поставщикам, снизить ретробонус – платеж, который ритейл взимает с поставщиков как плату за присутствие на прилавках – с 10% до 3%. Логика в этом, безусловно, есть. Но проект Ирины Яровой, какими бы благими намерениями она не руководствовалась, - это инициатива, спущенная сверху, которая не учитывает реалии, проблемы и потребности бизнеса «на местах». Очевидно, что бизнес оказался против.
Почти год представители продовольственного ритейла критиковали законопроект, «торговались» за каждый процент в свою пользу, за каждую поправку. Пока один из участников рынка - X5 Retail Group – не начал действовать на опережение, предлагая изменения, которые остановят затянувшийся спор и действительно посильны для крупнейших игроков. Ритейлер предложил конкурентам вообще не брать вознаграждений от некоторых локальных поставщиков и сократить для них время отсрочки платежа.
Закономерный вывод из этого очевиден. Изменения в законах должны инициироваться бизнесом: только участники рынка могут объективно оценить свои возможности и спрогнозировать последствия. Депутаты же должны выступать модераторами: собирать запросы и инициативы бизнеса, корректировать их с поправкой на закон, разрабатывать механизмы внедрения, но ни в коем случае не навязывать законы.
Тогда будет адекватное регулирование, а не насилие над бизнесом. Такой подход и чиновников будет держать в узде, и бизнес активизировать. Предприниматели будут стремиться создать для себя реально действующие правила и работающие механизмы. А не загибаться под грузом все усложняющих и при этом мертворожденных законов.