Роскомнадзор хочет урегулировать контекстную рекламу
Органы государственной власти намерены взяться за регулирование контекстной рекламы. Как считают представители Роскомнадзора, технологии таргетинга, используемые при выдаче рекламного сообщения, нарушают неприкосновенность персональных данных пользователя и являются чрезмерно навязчивыми.
О своих соображениях вчера сообщил на Международной конференции "Защита персональных данных" глава ведомства Александр Жаров. Как сообщает "Российская газета" со ссылкой на чиновника, в настоящее время Роскомнадзор приступил к разработке информационно-просветительской стратегии для интернет-пользователей в области персональных данных, которая будет вынесена на общественное обсуждение в марте 2016 года.
Одним из аспектов, который заинтересовал ведомство в рамках разработки стратегии, это - "навязчивая персонализированная (таргетированная) реклама", или контекстная реклама на языке коммуникационного рынка. "Человек, зайдя на тот или иной сайт, начинает получать навязчивую информацию, которая относится, по мнению программы, к зоне его интересов", - отметил Александр Жаров.
По словам чиновника, это беспокойная и навязчивая услуга, и этот вопрос должен регулироваться.
Напомним, что контекстная реклама является на данный момент единственным драйвером развития рекламного рынка в России. По данным АКАР, в январе-сентябре 2015 года российский рекламный рынок потерял по отношению к аналогичному периоду прошлого года 14%, традиционные медиа показали падение на 19-46% в зависимости от сегмента.
В заявлении главы Роскомнадзора говорится о том, что таргетированные рекламные сообщения в интернете используют многие транснациональные компании для продвижения своих товаров. Однако, общеизвестно, что основным генератором выручки в данном сегменте является средний и малый бизнес, для которого контекстная реклама с использованием различных видов таргетинга (в частности, геотаргетинга) является зачастую единственным доступным инструментом для своего продвижения.
Именно с этим фактором эксперты связывают продолжающийся рост сегмента - он менее зависим от крупных рекламодателей, которые с начала кризиса значительно сократили бюджеты на медийную рекламу, что сказалось на показателях медийных форматов рекламы (как традиционных, так и баннерной интернет-рекламы, сокращение бюджетов которой в пике обгоняло печатные СМИ).
Помимо "навязчивости", Роскомнадзор отмечает недопустимость использования big-data инструментов для таргетинга рекламных сообщений.
"Аналитическая обработка больших объемов данных, де-юре не являющихся персональными, позволяет де-факто отделять одного пользователя от другого, позволяет формировать портрет пользователей, персонализировать информацию из всего его окружения. Подталкивает на обработку этой информации повсеместное распространение контекстной рекламы, что ставит вопрос о необходимости права регулировать показ целевой рекламы со стороны пользователя", - цитирует "РГ" начальника Управления Президента по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Андрея Липова.
Комментирует Антон Мелехов, генеральный директор RTB House Россия:
"RTB House, как компания, работающая в данном сегменте, настороженно относится к данному предложению, ведь по сути, с помощью подобного регулирования, предлагаемого к реализации со стороны высоких умов в нашем правительстве, государство самостоятельно лишает себя прибыли в виде налогов, и ещё больше побуждает бизнес к сокращению темпов своего развития.
Для чего нужен ретаргетинг? Для увеличения максимализации прибыли, для ритейлера - повторно показывая товар для пользователя, они побуждают его к завершению процесса покупки. То есть, инструмент даёт возможность вернуть "потерянную продажу", и стимулирует доход для магазина. Что, в свою очередь, несёт доход для государства в виде большего отчисления по налоговой статье." То есть, здесь вы видим прямое несоответствие для текущей экономической ситуации на рынке - прямое уменьшение доходности для ВСЕХ участников рыночного процесса. В том числе, может пострадать и потребитель - ведь зачастую, через ретаргетинг мы отображаем специальные предложения для него (скидки, специальные и выгодные условия).
Тем более, адекватные игроки на рынке выставляют ограничения на показ подобных баннеров на пользователя, чтобы не надоедать ему рекламой. Скажу прямо, в этом году мы получили всего ДВЕ жалобы со стороны пользователей на рекламу. И естественно, учли это в последующих кампаниях. С другой стороны, на рынке должен быть порядок и информирование пользователей о том, что их данные (cookie), собираются для дальнейших активностей, на страницах интернет-магазина.
К сожалению, у нас до сих пор не все игроки рынка включают подобное информирование на своих страницах - посмотрите любой западный интернет-магазин. Пользователь должен быть осведомлён, и должен дать согласие на это. Плюс, на мой взгляд, должно быть установлено какое то ограничение, на максимально допустимое число показов баннеров по ретаргетинговой технологии на пользователя, в сутки. В двух словах - требуется детальная проработка всех аспектов данного "новшества" с учётом мнения игроков рынка."