Роспотребнадзор предлагает блокировать онлайн-ритейлеров
Роспотребнадзор опубликовал на федеральном портале проектов нормативных правовых актов поправки к закону "О защите прав потребителей" и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Ведомство считает, что на рынке интернет-торговли есть "недобросовестные" магазины и агрегаторы, которые не соблюдают закон о защите прав потребителей.
Они, в частности, не предоставляют потребителям информацию о продавце, изготовителе продуктов, о самом товаре или услугах. Деятельность "информпосредников" — товарных агрегаторов, которые формально не являются реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, но выступают в качестве получателей денежных средств от потребителей в счет оплаты тех товаров или услуг, также никак не регулируется, следует из записки. Привлечь их к ответственности зачастую невозможно.
Исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов подтверждает, что зачастую интернет-магазины не снабжают потребителей всей необходимой информацией. Он напоминает, что в международной практике с 2011 года существует директива Европарламента и Совета ЕС 2011/83/ЕС, которая определяет правовой статус онлайн-агрегатора как третьего лица, создающего условия для дистанционной продажи товаров. "Директива обязывает сервис предоставлять покупателю до заключения договора не только всю необходимую информацию о товаре, но и о продавце, в интересах которого он действует",— говорит он. Речь идет о наименовании, фактическом адресе, телефонном номере, номере факса, адресе электронной почты и др.
Роспотребнадзор предлагает закрепить в законе "О защите прав потребителей" термин "поставщик" как самостоятельный субъект ответственности и предусмотреть в КоАП возможность временной блокировки сайтов-нарушителей на уровне доменного имени.
"В компетенции Роспотребнадзора есть полномочия приостанавливать деятельность обычных магазинов на 30, 60 и 90 дней, если они нарушают закон. Интернет-магазины — такие же субъекты торговли, для них не должно быть исключений", — пояснила "Коммерсанту" представитель Роспотребнадзора Анна Сергеева.
Принадлежащий Rambler&Co товарный агрегатор Price.ru собирает данные о товарах и поставщиках с целью информирования потребителей, говорит гендиректор Price.ru Алексей Романенков. Возможная остановка работы товарных агрегаторов "лишит потребителей независимой непредвзятой информации о товарах и поставщиках", считает он. В работе товарных агрегаторов преимущественно используется рекламная модель, говорит представитель "Яндекса", который владеет агрегатором "Яндекс.Маркет". На "Яндекс.Маркет", продолжил он, согласно закону "О рекламе" пользователи получают информацию о товаре и продавце, а именно информацию о лице, являющемся продавцом товара, его ОГРН и адрес местонахождения.
В текущей редакции законопроекта ч. 1 ст. 3.12 КоАП дополняется словами "сайты в сети интернет", указывает гендиректор Wikimart Андрей Кленин. "Это позволит приостанавливать деятельность любых интернет-ресурсов за абсолютно любое нарушение вне зависимости от его тяжести", — считает он. Законопроект в нынешнем виде несет серьезную угрозу бизнесу и не только ему, категоричен гендиректор Wikimart.
Замдиректора Координационного центра национального домена сети Интернет Сергей Копылов полагает, что процедура блокировки проштрафившегося онлайн-магазина будет схожа с той, что сейчас действует в отношении сайтов из черного списка, доступ к которым блокируется по закону "Об информации".