Россияне перешли на консервы?
В продуктовой корзине отечественного покупателя происходят изменения. А выручка производителей консервированной продукции выросла за год на 20-65%. Произошло это на фоне введения Россией продуктового эмбарго и резкого падения курса национальной валюты. Свежая продукция, которая была альтернативой консервированной, резко подорожала. Производители планируют увеличивать производство консервов и поднимать цены.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» отмечает, что вышеупомянутые девальвация и санкции большей частью влияют на динамику реальных располагаемых доходов домохозяйств. Так, несмотря на рост реальных доходов из-за сильного инфляционного давления и иных факторов, этот показатель снижается и домохозяйства вынужденно меняют структуру потребления. Например, согласно данным за последний отчетный 3 квартал 2014 года, расходы российских домохозяйств на «рыбу и морепродукты» составили 1,6% всех потребительских расходов против 1,7% годом ранее. В структуре расходов доля овощей сократилась на 0,1 п.п. до 2%, а «сахар, джем, мед, шоколад и конфеты» на 0,1 п.п. до 2,3%.
Что касается именно роста потребления консервов, то повышенный спрос может быть связан с тем, что цены на консервы до сих пор росли медленнее продовольственной потребительской инфляции (20,7% годовая на конец января). В свою очередь, умеренный рост цен связан со сравнительно медленной оборачиваемостью консервов в рознице, что связано с их долгим сроком хранения и возможностью формировать большие товарные запасы на складах.