Рынок интернет торговли в России в 2013 году
Аналитическое подразделение компании InSales — разработчика облачной CMS для интернет-магазинов — представляет отчет по рынку интернет торговли физическими товарами в России за 2013 год. Компания проанализировала более 18 000 интернет-магазинов и представила сводную информацию, которая, безусловно, будет полезна как существующим участникам рынка, так и новым проектам.
Данные основаны на результатах собственных оценок компании InSales. Более подробно методика исследования описана в конце отчета. Суммарный оборот интернет-магазинов в России за 2013 год составил 470 млрд рублей. В прошлом году суммарный оборот интернет-магазинов оценивался в 350 млрд рублей. Таким образом рост оборота составил 34%.
По данным InSales.ru, в 2013 году в России работало около 39 тысяч розничных интернет-магазинов, в которых с разной степенью регулярности совершаются заказы. В 2012 году этот показатель составлял – 32 тысячи. Рост составил – 20%. Этот показатель получен на основе анализа открытых источников по количеству магазинов, выгруженных на товарные площадки Рунета, а также на основании динамики успехов и неудач клиентов компании InSales.
Общая оценка рынка
Общий объем рынка интернет торговли в 2013 году составил 470 млрд рублей, рост по отношению к прошлому году составил 34%. В ближайшие годы мы ожидаем продолжение активного роста интернет-торговли. Однако, темпы роста будут постепенно замедляться: с текущих 30-35% в год до 26-30% в год. В 2016 году оборот товарной розничной торговли в рунете превысит 1 триллион рублей.
В ТОП-5 категорий в 2013 году по обороту вошли:
- Электроника и бытовая техника (107 млрд рублей)
- Одежда, обувь (76 млрд рублей)
- Компьютеры, ноутбуки, комплектующие (45,6 млрд рублей)
- Автозапчасти (26 млрд рублей)
- Мобильные телефоны (26 млрд рублей)
По сравнению с 2012 годом в ТОП-5 категорий вошел сегмент «Автозапчасти», вытеснив «Детские товары». Напомним, что в 2012 году в ТОП-5 по обороту были «Электроника и бытовая техника», «Одежда, обувь», «Компьютеры, ноутбуки, комплектующие», «Мобильные телефоны», «Детские товары».
Структура рынка по категориям (доли в процентах оборота).
Среднесуточное число заказов по сегментам
ТОП-5 категорий по среднесуточному количеству заказов:
- Одежда, обувь (59 тысяч заказов)
- Электроника и бытовая техника (47 тысяч заказов)
- Продукты питания (30 тысяч заказов)
- Автозапчасти (25 тысяч заказов)
- Для дома (19 тысячи заказов)
Оценка изменений рынка
Рост оборота основных сегментов за 2013 год:
- Электроника и бытовая техника – рост 33%
- Одежда, обувь – рост 34%
- Компьютеры, ноутбуки, комплектующие – рост 23%
- Автозапчасти – рост 43%
- Мобильные телефоны – рост 32%
ТОП-5 самых быстрорастущих сегментов:
- Для дома – рост 97%
- Зоотовары – рост 95%
- Лекарства – рост 63%
- Оборудование – рост 55%
- Подарки – рост 50%
Региональное распределение
Количество интернет-магазинов в рунете
В рунете на данный момент присутствует порядка 100 тысяч сайтов, на которых есть раздел «Корзина» или размещён каталог продукции. Однако, работающих интернет-магазинов, в которых было более 2-х заказов в месяц, в 2013 году по оценкам InSales.ru было 39 тысяч.
По количеству заказов магазины можно разделить на 4 группы:
- Крупные (более 1000 заказов в сутки)
- Средние (более 50 заказов в сутки)
- Малые (более 10 заказов в сутки)
- Микро (менее 10 заказов в сутки)
Доля крупных, средних и мелких магазинов (по сегментам)
По количеству заказов магазины можно разделить на 4 группы:
- Крупные (более 1000 заказов в сутки)
- Средние (более 50 заказов в сутки)
- Малые (более 10 заказов в сутки)
- Микро (менее 10 заказов в сутки)
Распределение общего числа интернет-магазинов по категориям продаваемых товаров:
Методика исследования:
Отчет составлен на основе открытых источников и собственной методики оценки компании InSales.ru. При оценке оборота учитывались данные по ежемесячной посещаемости магазинов, конверсии и среднего чека.
Посещаемость проанализирована с помощью сервиса www.shopsrate.ru, который автоматически собирает данные для магазинов, добавленных в систему. На данный момент в базе более 18 000 интернет-магазинов.
База интернет-магазинов была разбита на сегменты. Стоит уточнить, что деление в некоторых случаях неточно. Так как успешные магазины начинают расширять ассортимент сопутствующими категориями.
Для оценки общерыночных показателей учитывалось, что на рынке в 2013 году присутствовало 39 тысяч интернет-магазинов (под интернет-магазином понимается любой сайт ритейлера, принимающий заказы и имеющий корзину, который принимает и обрабатывает более 2-х заказов в месяц). Для каждой категории были введены дополнительные коэффициенты, учитывающие влияние около 21000 магазинов (так называемого «длинного хвоста»), не попавших в исследование. Большая часть исследованных магазинов представляют собой «лучшие магазины» по основнымпоказателям: обороту и посещаемости. Эти магазины имеют хорошие позиции в выдаче поисковых систем. Многие из них прошли модерацию сервиса Яндекс.Маркет.
В исследование не вошел сегмент продажи билетов на самолеты/поезда и другие виды транспорта, а также бронирования отелей. Также в 2013 году из исследования исключен сегмент цифровых товаров и билетов на мероприятия.
Полная презентация отчёта "Рынок интернет торговли в России в 2013 году".