Снижение оборота розничной торговли
Минэкономразвития подготовило прогноз, согласно которому оборот розничной торговли сократится в 2015 году на 8,2%.
Андрей Волков (агентство стратегического маркетинга nostrategy.ru) отмечает, что обнародованная за январь статистика не радует. По большинству рынков идёт падение, в лучшем случае повторение показателей прошлого года. В торговле товары именно оборачиваются, и очевидно, что не осталось такого рыночного сектора, где бы не изменились цены. Даже если попытаться обособить продукты и услуги, произведенные на территории России, с исключительным использованием российских материалов (что маловероятно), — остаются деньги. Цена привлекаемого капитала, деньги дорожают и это не может не отразится в каждой бутылке молока, литре бензина или валерьянке.
Можно ограничиться одним лишь рынком продуктов питания. Здесь мы имеем, в лучшем случае повторение января прошлого года. При той коррекции цен, что случилась, а цены продолжают повышаться быстрее курсов основных валют, — это означает падение реального потреблению. Можно объяснять это рационализацией продуктового набора, отказом от дорогих упакованных продуктов, с высокой добавленной стоимостью и т.п. Но ответ простой: люди стали меньше кушать. И вот это, конечно, тревожный сигнал. Остальное — автомобили, игрушки, одежда, техника, те категории, что были сметены с полок в ноябре-декабре прошлого года, — не суть важно. Конечно, по некоторым из них, по товарам не первой необходимости прогнозировалось такое падение.
Понятно, что продажи машин, бытовой техники должны были снизиться на 40% и более процентов. В конце концов, российское общество давно существует в парадигме потребления, демонстративного потребления. Только события осени 2014 года резко, быстро и болезненно ускорили наступление эпохи рационального потребления и поставили всех россиян перед фактом: надо жить по-новому. Собственно, динамика января тому подтверждение.
Что ж, остается надеяться на усиление конкуренции, рост он-лайн продаж, снижение наценок, операционное совершенствование производителей и поставщиков, чтобы держали, оптимизировали и снижали потребительские цены.