Новости → Офлайн-ритейл

Торговая недвижимость RSS

Спрос на офисном рынке: чем меньше, тем лучше

Спрос на офисном рынке: чем меньше, тем лучше

Более 90% арендаторов офисов класса В и В- в пределах МКАД интересуются площадью менее 150 кв.м. К такому выводу пришли специалисты ГК «ЭКООФИС», проанализировав спрос за период с 2012 по 2015 год. При этом не менее 25% процентов от общего количества обращений составляет спрос на самые маленькие комнаты – 10-20 кв.м.

Специалисты ГК «ЭКООФИС» проанализировали запросы от потенциальных арендаторов офисов за последние 4 года. Из общего числа обращений свыше 90% касались небольших площадей – до 150 кв.м. При этом, если в 2012 и 2013 годах этот показатель составлял 91% и 91,5% соответственно, то в последние 2 года он вырос до 95%. Таким образом, кризис лишь усугубил уже ранее существовавший спрос арендаторов на офисы «мелкой нарезки».

Наибольшим спросом пользуются отдельные комнаты площадью от 10 до 20 метров – на их долю все четыре года стабильно приходилось 25-27% запросов. На втором месте – площади 20-30 и 30-50 кв.м: каждой категорией стабильно интересуются около 20% потенциальных арендаторов. На долю офисов 50-100 кв.м. приходится 12-14% спроса, аналогичная ситуация с площадью 100-150 кв.м.

Резкое снижение спроса наблюдалось лишь для крупных офисов. Так, если в 2012-2013 годах доля запросов на площадь от 1000 кв.м составляла 5,5-6% от общего числа обращений, то в последние 2 года этот показатель снизился до 1,5%.

Следует отметить, что подобный «расклад» характерен именно для офисов средней ценовой категории. «Мы проанализировали спрос в десяти наших объектах, большинство из которых составляют офисы класса В и В-, расположенные в старых обжитых районах, недалеко от станций метро, - рассказывает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – Следует отметить, что повышенный спрос на небольшие площади существовал всегда. Однако, удовлетворить его в новых офисных центрах не всегда представляется возможным чисто технически. Поэтому небольшие компании всегда были ориентированы на объекты реконструкции, где существует так называемая кабинетная планировка и можно арендовать отдельные комнаты. Безусловно, если рассмотреть запросы в бизнес-центрах класса А и В+, то картина будет другая».

Что касается общего объема спроса, то он снизился в 2014 году примерно на 30%, и в 2015 оставался на том же уровне. «В 2015 году избежать снижения спроса в среднем и низком ценовом сегменте офисного рынка столицы удалось за счет «перемещения» арендаторов из премиальных БЦ в менее престижные, но расположенные в хороших локациях, - считает Андрей Ковалев. – Экономические сложности вынудили многие компании отказываться от дорогой аренды и переориентироваться на более экономичные варианты. Свою роль в этом процессе сыграл и тот факт, что еще во время предыдущего кризиса мы перешли на рублевые ставки, тогда как во многих проектах класса А и В+ они до недавнего времени исчислялись в долларах».

Распределение запросов на офисы класса В, В- по площади.

Площадь, кв.м

2015

2014

2013

2012

10-20

26,2%

27,5%

25,4%

27,5%

20-30

19,2%

22,7%

20,8%

19,2%

30-50

21,8%

19,6%

20,4%

16,7%

50-80

13,1%

10,1%

13,1%

13,3%

100-150

14,0%

14,6%

11,8%

14,0%

400-600

2,6%

2,8%

1,8%

2,2%

600-1000

1,5%

1,0%

1,1%

1,0%

>1000

1,5%

1,7%

5,6%

5,9%

9 июля 2019 / Комментарии

Международные бренды выбирают формат корнера

Москва сохраняет привлекательность для развития международных ритейлеров. Стратегия выхода через открытие корнера содержит меньше рисков и не требует столь значительных финансовых вложений. Для бренда более безопасно иметь уже сформированный трафик, лояльность клиентов и узнаваемость, которую гарантирует успешный универмаг...

далее →

5 июля 2019 / Комментарии

Уровень свободных площадей на центральных торговых коридорах Москвы достиг минимума

Согласно исследованию CBRE, доля вакантных площадей на центральных коридорах Москвы по итогам первого полугодия 2019 г. снизилась до 7,7%, став минимальной за последние три года.

далее →

24 марта 2017 / Комментарии

Lipton Fit Cart: тележка, которая считает сожжённые в погоне за продуктами калории

Чайный бренд Lipton совместно с рекламным агентством Wunderman запустили кампанию Lipton Fit Cart, в рамках которой супермаркеты оснащаются специальными тележками, стимулирующими покупателей выбирать более полезные для здоровья продукты. Первые такие тележки уже можно найти в некоторых магазинах Дубая (ОАЭ), массовое производство Fit Cart намечено на начало этого года.

далее →

24 января 2017 / Комментарии

Объем площадей в качественных торговых центрах Москвы превысил 5 млн кв. метров

По оценке аналитиков компании JLL, в 2016 году рынок торговых центров Москвы увеличился на 455,5 тыс. кв. м*. В результате общий объем рынка превысил 5 млн кв. м, а обеспеченность российской столицы торговыми центрами возросла до 407 кв. м на 1 тыс. человек.

далее →

13 января 2017 / Комментарии

Китайцы покупают бизнес-центр «Военторг» за 10 миллиардов рублей

Многофункциональный центр «Военторг» на Воздвиженке продан офшору FPH Europe Holding II (H-K) Ltd, который относится к китайской корпорации Fosun. Ходатайство офшора одобрила Федеральная антимонопольная служба. Соответствующий документ опубликован на официальном сайте ведомства. 

далее →