Новости → Офлайн-ритейл

Компании и рынки RSS

ТЦ-призраки в России

Апокалиптические фотографии некогда успешных и посещаемых, а ныне жутковатых и заброшенных торговых центров в США, знакомы многим участникам рынка недвижимости. Эксперты департамента управления активами и инвестициями NAI Becar проанализировали ситуацию с заброшенными ТЦ в России и пришли к выводу, что, в отличие от США, причины их опустения связаны с тремя факторами: экономическим кризисом, неразрешенными организационными вопросами и форс-мажорными обстоятельствами. Решить проблему заброшенных объектов можно переоборудовав их в низкокачественные ТЦ, под другие непрофильные функции или наполнив развлекательной составляющей.

По данным департамента управления активами и инвестициями NAI Becar, основную массу заброшенных торговых центров в США составляют объекты, построенные 20-50 лет назад. Они устарели, не выдержали конкуренции и закрылись в следствие низкой посещаемости и падения числа арендаторов. При этом собственники не стали сносить или переоборудовать эти объекты под иной функционал, а просто бросили их.

По словам Ольги Шарыгиной, управляющего директора департамента управления активами и инвестициями NAI Becar, в России ситуация совершенно иная. «Во-первых, отечественный рынок намного моложе – качественные торговые центры начали появляться около 10 лет назад. Растущий сегмент рынка представляет интерес для девелоперов, и из него стараются «выжать» по максимуму, – рассказывает Ольга Шарыгина. До недавнего времени торговая недвижимость была вторым по доходности сегментом после жилой. Возможно, по этой причине и вследствие упертости нашей нации, мы не обнаружили в России ни одного заброшенного торгового центра, который когда-то был успешен, а после перестал посещаться и заполняться арендаторами, как это было в США».

Проанализировав бэкграунд обнаруженных в России заброшенных торговых объектов, эксперты NAI Becar пришли к выводу, что их все можно разделить на три группы: недостроенные ТЦ, пострадавшие от экономического кризиса 2008 года; ТЦ, реализация которых приостановилась из-за неразрешенных организационных вопросов; ТЦ, пострадавшие от форс-мажоров.

Группа 1. Недостроенные ТЦ, пострадавшие от кризиса 2008 г.

У объектов данной группы возникли проблемы с финансированием, либо они отошли в качестве залога банкам, либо их прекратили финансировать по причине отсутствия денег у собственника. Все проекты находятся на довольно высокой стадии готовности – от 60 до 80%.

На фото: ТЦ на Мочищенском шоссе, г. Новосибирск. Адрес: угол Мочищенского шоссе и ул. Краузе. Год постройки: 2008. Общая площадь: 15 430 кв. м. Пустует с 2008 (недострой).

Группа 2. ТЦ, пострадавшие от неразрешенных организационных вопросов

Причинами «заморозки» таких проектов могут стать неразбериха с документацией на земельный участок, отсутствие грамотной концепции, конфликты между собственниками. Торговые центры данной группы, как правило, также являются недостроями на высокой стадии готовности.

На фото: Торгово-офисный центр «Женский центр», г. Москва. Адрес: угол Цветного бульвара и Садового кольца. Год постройки: 2003. Общая площадь: 27 500 кв. м. Пустует с 2003 (недострой).

Группа 3. ТЦ, пострадавшие от форс-мажорных обстоятельств

В третью группу входят когда-то функционировавшие объекты, пострадавшие в результате пожара, затопления, существенного разрушения и т.д. Собственники просто не стали их восстанавливать.

На фото: ТЦ «Аэродром», г. Санкт-Петербург. Адрес: просп. Испытателей, д. 9, к. 2. Общая площадь: нет данных. Пустовал с 2014, на данный момент ведутся работы по сносу здания.
 

По мнению Ольги Шарыгиной, в перспективе 10 лет решение проблем для каждого такого объекта будет найдено.  «Заброшенные объекты можно переоборудовать в более низкокачественные торговые центры, заполнив их краткосрочными арендаторами сегмента «эконом», или под другие непрофильные функции, например, склад интернет-магазина, рассказывает Ольга Шарыгина. – Наиболее распространенным вариантом спасения торгового центра сейчас является наполнение многочисленными развлекательными функциями».

По словам эксперта, показательным примером реабилитации затухающего торгового центра может служить ТЦ «Смайл»: благодаря грамотной программе развлекательных мероприятий, политике арендных отношений и усилиям Управляющей компании NAI Becar на объекте, за 2 года «Смайл» превратился из невзрачного малого торгового центра в спальном районе в преуспевающий, оправдывающий своё название, яркий торговый центр с социальной направленностью. В результате, за 2 года работы посещаемость торгового центра выросла на 47%, доходность объекта увеличилась на 54%.

22 апреля 2022 / Комментарии

POSm входной группы. Какие задачи решают, и кому необходимы

О том, как какую роль играют во входной зоне торговой точки POS-материалы, и почему они необходимы, рассказывает Вячеслав Таймазов, PR-специалист агентства технического мерчандайзинга «ТехноМерч».

далее →

16 марта 2022 / Комментарии

Sela открыла первый магазин в формате «moms monsters»

В центре концепции новой Sela — игровое пространство в виде магазина одежды, где дети могут поиграть в продавцов и покупателей, в то время как их мамы занимаются шоппингом.

далее →

24 февраля 2022 / Комментарии

Нужна ли россиянам помощь продавца-консультанта. Исследование

Абсолютному большинству потребителей хотя бы иногда нужна помощь продавца-консультанта. При этом не все рады, когда сотрудники магазина предлагают ее сами. При покупке каких товаров россиянам чаще всего требуется консультация и каким, по их мнению, должен быть идеальный продавец — выяснили аналитики компании «Анкетолог».

далее →

24 февраля 2022 / Комментарии

Руководящий состав М.Видео-Эльдорадо претерпел изменения

Группа М.Видео-Эльдорадо сообщает, что Совет директоров ПАО «М.видео» принял решение о назначении Ирины Ивановой на должность директора по организационной трансформации и персоналу Группы М.

далее →

21 февраля 2022 / Комментарии

«Эльдорадо», «Пятёрочка», «Магнит» запустили первый совместный проект

Российские торговые сети «Эльдорадо», «Магнит» при поддержке Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) запустили первый совместный проект по стимулированию покупателей к использованию многоразовых сумок «Забота в природе вещей». .

далее →