Новости → Офлайн-ритейл

Торговая недвижимость RSS

Итоги года. Торговая недвижимость Москвы

Андрей Кротков, генеральный директор УК «Zeppelin» рассказывает о итогах уходящего года для московского рынка торговой недвижимости

Какие события на рынке коммерческой недвижимости столицы в 2015 году Вы считаете ключевыми?

Я бы ключевым событием назвал не какую-то конкретную сделку.  Их не так уж и много, а состоявшиеся – незначительны ни по стоимости, ни по объему площадей. Тренд на постепенное ухудшение и даже резкое падение финансовых показателей практически во всех сегментах коммерческой недвижимости за прошедший год тоже уже стал чем-то привычным и неизбежным. А вот обострение межгосударственных отношений с Турцией – это во многом внезапный и далекоидущий по своим последствиям удар по отрасли в целом.

Такого глобального «импортозамещения» рынок CRE может и не осилить. И если в девелопменте появляется пусть призрачный, но шанс и потенциал для российских компаний, то в ритейле (и в Food, и в Non-food) в краткосрочной перспективе это попросту невозможно. Торговля и ее арендодатели могут не выдержать столкновения с подобным «айсбергом» и, подобно «Титанику», пойти ко дну.

Чем больше всего удивил рынок в 2015 году? Что положительное можно отметить на рынке? Чему научил 2015 года?

Приятно удивила «живучесть» стрит-ритейла и сегмента F&B. Введение платной парковки и торгового сбора, запрет курения и падение потребительского спроса – хоть и нанесли смертельное ранение, но все же не смогли окончательно «добить» этот бизнес.

Порадовал здоровый рационализм девелоперов как в торговой недвижимости, так и в офисной. Они научились «слышать» своих арендаторов и сообща с ними не только придумали, но и повсеместно успешно реализовали множество алгоритмов разделения рисков бизнеса, повышения привлекательности своих объектов и оптимизации расходов.

Каков объем ввода новых площадей по всем сегментам коммерческой недвижимости в Москве в 2015 году?

В 2015 г. ввод в эксплуатацию в сегменте ТРЦ составил около 1 млн кв. м. общей площади и свыше 400 тыс. кв. м. – аренднопригодной. В складских площадях -  так же около 1 млн кв. м. По сравнению с 2014 г. эти показатели демонстрируют почти 50% снижение. На 2016 г. эта тенденция, на мой взгляд, сохранится.

Какова вакантность торговой и офисной недвижимости на московском рынке в 2015 году?

На фоне большой вакансии в офисной недвижимости (20-30%), торговые центры хоть и могут похвастаться 10% уровнем пустующих площадей, но это – «средняя температура по больнице». Например, одновременно функционируют и попадают в статистику раскрученные объекты с 90% заполненностью и вновь введенные всего лишь с 10-15% работающих арендаторов.

Каковы арендные ставки по сегментам коммерческой недвижимости Москвы в 2015 году? Как они изменились по сравнению с 2014 годом?

Арендные ставки по сравнению с 2014 годом во всех сегментах продолжили свое снижение.

В торговой недвижимости снижение ставок по сравнению с 2014 годом достигло 20%. За исключением торговых центров премиального сегмента, завершается переход на рублевые договоры. Однако среднюю очищенную арендную ставку назвать не рискну, т.к. почти повсеместно она трансформировалась в некий фикс плюс % с оборота, причем для каждого профиля (Food/Non-food/DIY) этот % свой.

Каков Ваш прогноз по московскому рынку коммерческой недвижимости в 2016 году (уровень арендных ставок, вакантности, вводе новых объектов)?

Прогноз самый консервативный. Вакантность во всех сегментах продолжит увеличиваться, может быть даже ещё большими темпами, чем в 2015 г. Соответственно будут опускаться и ставки. Новые ТЦ постараются максимально сдвинуть сроки ввода в эксплуатацию, а девелоперы офисных объектов будут их замораживать или пытаться перепрофилировать в жильё или апартаменты.

9 июля 2019 / Комментарии

Международные бренды выбирают формат корнера

Москва сохраняет привлекательность для развития международных ритейлеров. Стратегия выхода через открытие корнера содержит меньше рисков и не требует столь значительных финансовых вложений. Для бренда более безопасно иметь уже сформированный трафик, лояльность клиентов и узнаваемость, которую гарантирует успешный универмаг...

далее →

5 июля 2019 / Комментарии

Уровень свободных площадей на центральных торговых коридорах Москвы достиг минимума

Согласно исследованию CBRE, доля вакантных площадей на центральных коридорах Москвы по итогам первого полугодия 2019 г. снизилась до 7,7%, став минимальной за последние три года.

далее →

24 марта 2017 / Комментарии

Lipton Fit Cart: тележка, которая считает сожжённые в погоне за продуктами калории

Чайный бренд Lipton совместно с рекламным агентством Wunderman запустили кампанию Lipton Fit Cart, в рамках которой супермаркеты оснащаются специальными тележками, стимулирующими покупателей выбирать более полезные для здоровья продукты. Первые такие тележки уже можно найти в некоторых магазинах Дубая (ОАЭ), массовое производство Fit Cart намечено на начало этого года.

далее →

24 января 2017 / Комментарии

Объем площадей в качественных торговых центрах Москвы превысил 5 млн кв. метров

По оценке аналитиков компании JLL, в 2016 году рынок торговых центров Москвы увеличился на 455,5 тыс. кв. м*. В результате общий объем рынка превысил 5 млн кв. м, а обеспеченность российской столицы торговыми центрами возросла до 407 кв. м на 1 тыс. человек.

далее →

13 января 2017 / Комментарии

Китайцы покупают бизнес-центр «Военторг» за 10 миллиардов рублей

Многофункциональный центр «Военторг» на Воздвиженке продан офшору FPH Europe Holding II (H-K) Ltd, который относится к китайской корпорации Fosun. Ходатайство офшора одобрила Федеральная антимонопольная служба. Соответствующий документ опубликован на официальном сайте ведомства. 

далее →