Новости → Офлайн-ритейл

Компании и рынки RSS

Торговые предприятия & поставщики – законодательное регулирование

Взаимоотношения торговых предприятий (прежде всего – крупных сетей) и поставщиков никогда не были безоблачными. Но во время кризиса, когда резко возросли цены на продукты питания, законодатели активно взялись за усиление регулирования этих взаимоотношений, рассчитывая в частности, что это позволит снизить цены.

Основополагающим законом в этой сфере является закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Законопроектов планирующих внесение тех или иных изменений в указанный закон успело появиться много, а 19 мая один из этих законопроектов успешно прошел первое чтение в Госдуме. У экспертов и игроков рынка имеются разные мнения по поводу этого законопроекта.

Святослав Пац, адвокат отмечает, что законопроект существенно изменяет правила игры не столько в отношениях между торговыми сетями, поставщиками и производителями продукции, сколько в отношениях между ними и государством. Происходит существенное увеличение степени государственного контроля торговой деятельности и особо — торговли продовольственными товарами. Ведь не только торговой сети запрещается устанавливать вознаграждение за приобретение определенного объема товаров и плату за оказание услуг по продвижению товаров, суммарно превышающих 3% от стоимости поставленных продовольственных товаров, но и поставщик или производитель обязан уведомить антимонопольному органу о всех случаях заключения договоров, предусматривающих выплаты более 3%.

Обязанность поставщика или производителя уведомлять антимонопольный орган пока не обеспечена мерами ответственности за ее нарушение, равно как и не установлен срок для такого уведомления, но сам факт намерения ее ввести настораживает и с точки зрения юридической техники (обязанность должна быть обеспечена ответственностью за ее нарушение и должно быть установлен срок ее исполнения), и с точки зрения тяготения законопроекта к установлению чрезмерного государственного контроля.

Позитивной новацией законопроекта можно счесть определение услуг по продвижению товаров, в то же время более правильным было бы делегирование права определять содержание этого понятия Федеральной антимонопольной службе, которая в состоянии оперативно корректировать его в зависимости от реальной ситуации на рынке, то есть придать должную адаптивность правовому регулированию.

Например, при рассмотрении дела по признакам нарушения ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ФАС было выявлено 32 различные услуги, оплачиваемые поставщиками продовольственных товаров групп «Мясо, мясная продукция» и «Птица» по договорам возмездного оказания услуг, и это только по одной торговой сети и только по двум группам товаров.

Существенное сокращение совокупного размера выплат в пользу торговых сетей (с 10% до 3%) вызывает много вопросов экономического характера и хотелось бы верить, что будет найден разумный компромисс до итогового третьего чтения.

Законопроект предполагает существенные коррективы Кодекса об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Положения законопроекта в этой части предусматривают возможность дисквалификации менеджеров торговых сетей за нарушения законодательства о торговой деятельности на срок от 6 месяцев до 3 лет в зависимости от совершенного правонарушения. 

Тем самым, законодатель, видимо, намерен добиться более внимательного отношения менеджмента торговых сетей к соблюдению законодательства России, поскольку вместо относительно несущественного штрафа после принятия законопроекта (если он будет принят в текущей редакции) менеджер за нарушение предписаний закона может оказаться в положении безработного на полгода минимум.

Артур Аникиев, генеральный директор ЗАО «Торговый дом «Ржевка Хлеб», считает, что данный законопроект очень важен для производителей. Ограничение размера совокупных выплат до 3% фактически уравняет шансы крупных компаний и поставщиков поменьше. К сожалению, объемообразующий поставщик часто имеет больше преференций при согласовании размера ретробонуса с ритейлером.

Важно, что согласно поправкам логистические и маркетинговые затраты также попадают в 3% совокупных выплат. Когда в конце прошлого года торговые сети обязали отказаться от вознаграждения за продажу отдельных видов социально-значимых продуктов, было опасение, что ритейлеры попытаются переложить свои потери в маркетинговый бюджет. Однако законопроект исключает такую возможность.

Стоит отметить также запрет на возврат поставщику продукции с истекшим сроком годности. У сетей не всегда получается отследить, как рассчитывается объем заказа продукции в каждой конкретной торговой точке. В результате товар может даже не попасть на полки и пролежать на складе до окончания срока годности. Возвраты этой продукции ложатся на плечи поставщика. Их объем может доходить до 15-25%.

Сокращение сроков оплаты с 10 до 5 дней является скорее приятным бонусом ко всем остальным поправкам. Однако изменение сроков, предполагаю, положительно скажется на таком показателе, как коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, и сможет улучшить кредитный портфель компаний. Отдельно скажу про степень проработанности законопроекта. Его авторы очень четко и профессионально определяют такие понятия как «Торговая сеть», «ярмарка» и «услуги по продвижению». Это поможет избежать разночтений при работе с ритейлерами».

Сергей Гнедков, директор FDFgroup предполагает, что с большой долей вероятности, данные ограничения никак не повлияют на отношения поставщиков и ритейлеров. Сегодня ситуация такова, что поставщик не может отказаться от услуг ритейлеров. В отличие от последних, которые без особого ущерба могут прекратить сотрудничество с поставщиком. Как следствие, либо этот закон будет игнорироваться ритейлерами, либо они найдут какие-либо способы обхода запретов.

Введение этих ограничений больше похоже на латание дыр в старом трубопроводе, вместо замены прохудившихся труб на новые. Борьба идет со следствиями, а не с причинами.

Ситуация может измениться, лишь при изменении баланса сил. То есть должно увеличиться количество торговых сетей так, чтобы доля каждой из них в общем обороте поставщика была не слишком значимой.

Как это было…

Екатерина Кузнецова, коммерческая практика, Goltsblat BLP отмечает, что в Государственную Думу было внесено более 10 законопроектов, предусматривающих изменения в Федеральный закон №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года.

Законопроект №704631-6 депутатов И. А. Яровой, В. Звагельского, Н. В. Панкова, сенатора С. Лисовского был внесен в Государственную Думу 21 января 2015 года.

Также можно выделить законопроект № 508143-6 депутата О.А. Нилова, который предлагал обязывать торговые сети указывать на ценнике отпускную цену производителя товара и цену его реализации.

Информация на ценнике об отпускной цене производителя и цене реализации может с одной стороны, вводить потребителей в заблуждение, а с другой — повлечь за собой как искажение продавцами информации об отпускных ценах, так и привести к произвольной трактовке и применению данных понятий торговой сетью.

Поправки, инициируемые депутатами от партии КПРФ (законопроект №594724-6), а также депутатом О.А. Ниловым (законопроект №508077-6) касательно установления предельного размера торговых наценок были отклонены ГД РФ 18 февраля 2015 года в первом чтении. Представляется, что государственное и муниципальное регулирование цен на продовольственные товары, установление уровня производственной рентабельности могло бы крайне негативно отразиться в условиях текущей непростой экономической ситуации как на бизнесе, так и на потребителях.

Автор: Александр

Подписаться на новости

Топ-50 самых влиятельных директоров по маркетингу 2017 года

Журнал Forbes составил рейтинг влиятельных директоров по маркетингу. Первое место занял Кит Уид из Unilever. Рейтинг основывается на анализе различных аспектов деятельности маркетинговых директоров, в том числе их активности, репутации в СМИ и влияния в мировом маркетинговом сообществе.

далее →

«Техносила» опровергла информацию о закрытии магазинов

«Техносила» не рассылала поставщикам официальные письма с уведомлением, что не сможет полностью рассчитаться по всем долгам за поставленный товар. Об этом сообщает RNS со ссылкой на представителей группы «Сафмар», которой принадлежит ритейлер.

далее →

«Техносила» закрывает все свои магазины и предупредила поставщиков, что не сможет расплатиться с долгами

Сеть бытовой техники и электроники «Техносила» разослала своим поставщикам письма о том, что не сможет полностью рассчитаться по всем долгам за поставленный товар, пишет «Деловой Петербург». До 1 сентября 2017 года компания собирается закрыть все свои магазины, говорится в сообщениях сети.

далее →

IKEA поможет подобрать мебель в виртуальной реальности

Крупнейший ритейлер товаров для дома, нидерландская IKEA разрабатывает первое в своем роде приложение дополненной реальности для i-устройств, которое позволит понять, насколько удачно тот или иной предмет мебели впишется в домашний интерьер.

далее →

Хитом летних продаж в «Перекрестоке» стал зонт

Аналитики торговой сети «Перекресток» решили выяснить, как сказывается холодное и дождливое лето в России на покупательском поведении. Несмотря на пасмурное лето, россияне стали больше покупать мороженое (+11%), но все же хитом продаж стал зонт (+136%).

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook