Трансграничный ecommerce: китайские гиганты и растущий рынок России

Трансграничная торговля между Россией и Китаем переживает стадию активного развития. Во многом, это развитие обосновано растущими объемами продаж через интернет: российские потребители охотно приобретают товары в китайских интернет-магазинах. Согласно исследованию агентства East West Digital News, объем этого рынка в прошлом году составил до 1,5 миллиардов долларов (примерно половина заграничного входящего ecommerce-трафика, обрабатываемого почтовыми службами России). Несмотря на бурный рост и более чем заметные достижения, направление Китай – Россия имеет ряд проблем, главными из которых являются низкое качество товаров и сроки доставки.
Главным игроком на этом рынке является Alibaba. B2C-платформа гиганта, Aliexpress, ежедневно отправляет российским заказчикам более 100 тысяч посылок, и это несмотря на очень низкое качество локализации товарных страниц. В июле список способов оплаты, доступных покупателям на Aliexpress, пополнился Яндекс.Деньгами, а это 170 тысяч пунктов оплаты по всей стране, включая отделения «Сбербанка» и офисы «Евросети». Помимо Яндекс.Денег, Aliexpress позволяет внести оплату с помощью QIWI и WebMoney.
1 августа 2014 года стало известно о планах Alibaba открыть офис в России. Согласно информации из ряда источников, кандидатура на должность руководителя представительства еще не определена, однако речь идет о поиске местного, российского специалиста, а не переселении в Россию китайского менеджера. Российский офис Alibaba должен открыться в начале 2015 года.
Alibaba – не единственный китайский игрок на нашем рынке. Российский рынок является одним из основных для маркетплейса LightInTheBox.com, который специализируется на недорогих товарах общего назначения. Россия также представляет большой интерес и для DealeXtreme.com, гипермаркета дешевой электроники, гаджетов и одежды, штаб-квартира которого расположена в Гонконге. В сегменте B2B активность проявляет Osell.com, ресурс, связующий малые и средние предприятия разных стран с тысячами китайских производителей. Российский офис Osell работает около года, и за это время продажи его составили несколько миллиардов юаней. Компания также открывает филиалы в Бразилии, Индонезии, Канаде, Австралии, Украине.
В июле Osell объявил о сотрудничестве с властями Китая в вопросе создания первой в своем роде платформы для таможенной очистки ecommerce-трафика. Деятельность платформы будет регулироваться государством, задача ее – создание условий, в которых отношения между китайскими фабриками и покупателями их продукции станут более прозрачными и юридически чистыми. Кроме того, платформа позволит избавиться от лишних посредников. Предполагаемая площадка для создания такой структуры – порт Хюмень в провинции Гуандун (южный Китай).
По словам Янлинга Ли, представителя Osell, задача начинания – зарегулировать и стандартизировать сферу, которая сегодня находится в тени. Регулирование и стандарты – контроль качества и рост налоговых отчислений. Ли признает, что качество китайских товаров – не самое высокое, однако при столь низкой марже, которая типична для китайского производства, ожидать каких-либо гарантий качества бессмысленно. Задача Osell – изменить текущее положение вещей, продвигая фабрики, уделяющие больше внимания качеству производимого.
В общем и целом, развитию торговых отношений Китая и России способствуют не только органический рост спроса и предложения, но и геополитическая обстановка. С учетом описанных усилий китайских продавцов, ожидать снижения давления со стороны конкурентов из Поднебесной в ближайшем будущем не стоит.