У ритейлеров заканчивается площадь под застройку
Как сообщает «Коммерсант» в течение ближайших трех лет в районе ближайшего Подмосковья закончатся места, пригодные для строительства крупных торговых центров.
Сейчас объем предложения вблизи районов с плотной жилой застройкой составляет приблизительно 150 га – тут может разместиться от 20 до 30 гипермаркетов. Важными условиями при приобретении участка являются хорошая транспортная доступность, наличие коммуникаций и способность обслуживать в день от 6 до 12 тысяч человек.
Поскольку критерии трудновыполнимы, заключение сделок занимает значительное время, а основными покупателями являются такие крупные игроки, как «Ашан», «Леруа Мерлен», «Глобус», IKEA.
Спрос на такие участки в районе малого кольца в Москве будет увеличиваться пропорционально застройке этих территорий жилыми кварталами. Также положительно сказывается и развитие дорожных сетей, активно осваиваются Новорижское, Горьковское, Ленинградское шоссе.
Мнения экспертов
Елена Шевчук, вице-президент по коммерческой недвижимости компании GVA Sawyer:
Мы согласны с описанным трендом. Действительно, в Москве и зоне до 30 км от МКАД явный дефицит свободных участков, удовлетворяющих требованиям именно гипермаркетов (от 5 до 7 га). Но на расстоянии от 40 и далее км от МКАД свободных участков такой площади еще достаточно.
Действительно сложно на рынке подобрать участок от 10 и более га под формат ритейл-парка. т.к такие участки, в первую очередь, выкупаются под строительство жилья. А во-вторых, их местоположение не всегда может обеспечить необходимый для торговли трафик потенциальных посетителей.
Роман Стогов, коммерческий директор инвестиционно-управляющей компания STEIT:
Большая часть участников рынка с готовностью занимает высвобождающиеся площадки, для них строительство собственного объекта нерентабельно. Земля под развитие необходима торговым сетям, входящим в ТОП-5 по России. Найти участок в ближайшем Подмосковье сегодня не является проблемой, только если речь идет о площадях в 20 га и более. Приоритет отдается участкам с хорошей транспортной доступностью, также важен вид разрешенного использования земли и пакет согласованных с властями документов.
Кроме того, если на самом деле через три года наступит прогнозируемая нехватка земель, девелоперы просто начнут осваивать другие регионы, т.к. стратегия развития большей части торговых сетей не ограничивается исключительно московским рынком.