Эффективная реакция на изменение структуры потребления
Прибыльность торговой компании зависит от рациональности ассортимента. Предложить потребителю нужный товар могут те, кто умеет грамотно управлять ассортиментом. Управление преследует три цели: установление типа товара, его объемов и ценника.
Существует множество подходов в оптимизации ассортимента, однако управление проходит несколько обязательных этапов:
· определение группы товаров;
· составление товарной категории и оценка ее роли в конкретной торговой точке;
· анализ эффективности группы товаров;
· введение новых единиц, корректировка ассортимента (если предыдущий тип товара не приносит прибыли).
Современный рынок характеризуется жесткой конкуренцией вне зависимости от типа реализуемого товара. Сегодня планирование закупок, установление цен и т.д. уже не обходится ведением таблиц «вручную». Для того чтобы привлечь покупателя, необходимо внедрять новые автоматизированные подходы на всех этапах управления ассортиментом.
Владимир Новиков, технический директор компании France Informatique & Technologie (FIT) отмечает, что если рассматривать FMCG, то спрос в этом сегменте крайне неопределенный, неустойчивый. Мало того, что добавляются макроэкономические тренды (кризисы), но и сам по себе спрос трудно предсказуем. В отличие от многих других сегментов, где работают методы планирования, здесь мы не можем прогнозировать спрос, прогноз в большинстве случаев будет неточен.
На примере развития логистических концепций можно проследить, что в самом начале их развития была сделана попытка построить систему быстрого реагирования на изменения (Quick Response), а теперь мы говорим о принципе эффективной реакции на изменения структуры потребления (технология ECR). В чем этот принцип состоит?
Нужно еще быстрее реагировать на изменения при пополнении запасов, в целом в функционировании всей цепи поставок. А эти изменения связаны, в том числе, с ценообразованием, где нужно усиливать функции бэк-офисной системы, переходить к решению задач оптимального ценообразования. В продуктовом ритейле стоит остро проблема многомерности, ввиду большого ассортимента, взаимозависимости продаж разных товаров. Поэтому сложность состоит еще и в том, что на непредсказуемый спрос накладывается эта многомерность и взаимосвязанность продаж. Это в свою очередь распространяется по всей цепи поставок: от ритейла до поставщика, от поставщика до производителя.
Поэтому, если мы говорим об эффективности работы и оптимизации бизнес-процессов, то бэк-офисная система должна осуществлять эту быструю реакцию на изменения вместо человека, а также информировать об этих изменениях всех контрагентов по всей цепи поставок. В частности, информационные системы поставщиков, производителей и, исходя из этого, формировать оптимальное размещение запасов по всей цепи, с тем, чтобы обеспечить быстрое пополнение, если спрос возрастет. Поэтому она должна обладать функциями координации и интеграции во взаимодействии с информационными системами поставщиков с целью оптимизации затрат на процессы товародвижения. Инструментом подобной интеграции являются EDI-технологии.
Таким образом, бэк-офисная система должна иметь аналитическую компоненту, которая вскрывает изменение потребностей и сама формирует (фактически без участия человека) заказ поставщику, и, соответственно, подсистему взаимодействия с поставщиками. Менеджер компании выпадает из цепи управления и встраивается в этот аналитический обратный контур. Ему демонстрируются результаты работы информационной системы, и он, благодаря своей интеллектуальности, которую трудно реализовать в информационной системе, привносит человеческий интеллект как обратную связь в этот комплекс, в эту гибридную систему: «ИС + человек». Back-office показывает изменения — человек принимает концептуальные, стратегические решения — Back-Office их трансформирует в операционную деятельность.
Возьмем пример интеллектуализации функции автозаказа. Автозаказ — это средство, необходимый элемент бэк-офисной системы. Это среда для управления пополнением запасов. Это тот элемент системы, который фактически берет на себя функцию управления пополнением запасов ввиду того, что человек уже физически не в состоянии качественно управлять товародвижением. В то же время он (бэк-офис) должен воспользоваться сильной стороной человека, должен включить его в аналитический контур человеко-машинного комплекса. То есть аналитическая система предоставляет, визуализирует, показывает через индикаторы, через dash-boards состояние функционирования системы, а он принимает исключительно стратегические решения и корректирует процедуры исполнения бизнес-процессов. Например, участвует в принятии решения по ассортиментному планированию, вводит корректирующие коэффициенты для оптимального ценообразования. А какую цену ставить, чтобы получить максимальный доход, какое количество товаров заказать, когда, у кого — система сама определяет и рекомендует менеджеру.
Другой пример. Предложение по исключению товара из ассортимента розничной торговой компании информационная система представляет человеку через аналитический комплекс. Он принимает окончательное решение. Почему нужно исключить? Потому что система, в частности, «увидела», что они худшие по определенным показателям, и товар находится на завершающей фазе жизненного цикла.