В 1-м квартале 2016 года вакансия в новых торговых центрах Москвы снизилась до 18,4%
CBRE, международная консалтинговая компания в области недвижимости, подвела итоги 1-го квартала 2016 года на рынке торговой недвижимости Москвы. Согласно результатам квартального исследования рынка, по итогам 1-го квартала средний уровень вакантных площадей снизился на 0,2 п.п. и составил 9,2%.
Снижение вакансии произошло за счёт снижения количества свободных площадей в новых проектах – с 21,2% до 18,4%. В то время как в ТЦ старше 2014 года показатель вырос с 6,4 до 7,1%.
Доля свободных площадей в разбивке по категориям, %
Источник: исследования и консалтинг CBRE
В 1-м квартале 2016 года не было введено ни одного качественного торгового объекта. Но до конца 2016 года должны быть открыты как минимум 6 торговых центров с высокой стадией готовности: «Океания» (ранее известная как «Галерея Кутузовский», 60 тыс. кв. м), «Хорошо!» (52 тыс. кв. м), «Бутово Молл» (57 тыс. кв. м), «Рига Молл» (80 тыс. кв. м) и вторая очередь Fashion House Outlet (4,5 тыс. кв. м). 15 апреля 2016 года в Москве уже открылся ТЦ «Ривьера» (100 тыс. кв. м арендопригодной площади).
С учетом ввода новых торговых центров в Московском регионе, по итогам года ожидается рост средней вакансии по рынку до 11%, поскольку новые проекты, скорее всего, откроются с заполненностью на уровне 40-60%.
Прайм ставка аренды в торговых центрах Москвы в 1-м квартале 2016 года остается на уровне 1 650 долл. за кв. м в год.
Основные показатели рынка торговой недвижимости Москвы
2015 |
1 кв. 2016 |
2016 П |
|
Общее предложение, тыс. кв. м |
5 244 |
5 244 |
5 594 |
Объем нового строительства, тыс. кв. м |
441 |
0 |
350 |
Доля свободных площадей в ТЦ, % |
9,5 |
9,2 |
11 |
Прайм ставка капитализации, % |
10,25 |
10,25 |
10,25 |
Источник: исследования и консалтинг CBRE
В 1-м квартале 2016 года активность ритейлеров сохранилась на уровне второго полугодия 2015. На московском рынке открылось 8 первых торговых точек международных брендов. При этом о возможном открытии первых магазинов в 2016 году в России заявили международные сети Walt Disney, Newby London, Lillapois, NYX, Hunkemöller и Undiz.
Среди ушедших с рынка стоит отметить закрытие магазинов Lindex, о чем заявила компания Stockmann, годом ранее закрывшая монобрендовые магазины Seppälä и продавшая ритейл-бизнес своих универмагов компании Debenhams.
Международные розничные сети, открывшие первые торговые точки в Москве в 1-м квартале 2016 года
Название |
Сегмент |
Место открытия |
Burvin |
Одежда и обувь |
ул. Нижняя Красносельская |
Charlotte Olympia |
Одежда и обувь |
Дмитровский пер. |
Holika Holika |
Косметика |
ТРЦ «Авиапарк» |
Kidzania |
Развлекательный центр |
ТРЦ «Авиапарк» |
Ladurée |
Кафе и рестораны |
ул. Малая Бронная |
Urban Decay |
Косметика |
ТРЦ «Атриум» |
Victoria’s Secret |
Нижнее белье |
ТРЦ «Европейский» |
Lion of Porches |
Одежда и обувь |
ТРЦ «Авиапарк» |
Источник: исследования и консалтинг CBRE
Олеся Дзюба, директор отдела стратегического анализа и планирования CBRE, комментирует:
«Новые торговые центры сейчас предлагают операторам очень выгодные условия для открытия новых точек. Именно поэтому мы зафиксировали снижение доли свободных площадей в новых торговых центрах (с 22,1% в конце 2015 до 18,4% в 1-м кв. 2016), которые зачастую представлены более современными дизайном и концепцией, более продуманными планировками, достаточными количеством парковки. Основными факторами, которые влияют на размер ставки аренды и на желание арендатора входить в тот или иной проект, являются стадия строительства и заполненность объекта, качество концепции и позиционирование, имеющие непосредственное влияние на товарооборот ритейлеров».