В газетных киосках могут разрешить торговлю сигаретами
Как пишут «Ведомости», депутаты предложили разрешить продажу сигарет в газетных киосках, у которых доля печатной продукции в ассортименте превышает 50%. Для этого предполагается внести поправки в закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям «Бритиш Американ Тобакко Россия» отмечает, что в последнее время чиновники все чаще говорят об уроне для бизнеса от антитабачных запретов. Недавно обсуждали целесообразность возврата рекламы, сейчас говорят о киосках.
Как работает запрет на продажу сигарет в ларьках? Наивно полагать, что он заставил людей отказаться от курения. Вместо киоска курильщики стали ходить в супермаркет и покупать сигареты там – но уже не пачками, а блоками.
В то же время запрет ударил по малому бизнесу. В начале 2014 года в России было 33 300 киосков с соками, водой, газировкой, шоколадом, газетами и журналами и табаком. Запрет на продажу сигарет в ларьках наряду с запретом на продажу пива, действиями чиновников в некоторых регионах и другими факторами почти подчистую выкосил с рынка эту форму торговли. К концу года в стране осталось всего 6 500 точек киосков прежнего вида.
Некоторые владельцы ларьков нашли средства на то, чтобы перестроиться – около 16 000 киосков стали торговыми павильонами. Для покупателя перемена небольшая: если раньше он общался с продавцом через окно, то теперь попал внутрь крошечной торговой точки. Однако для владельцев этих точек цена изменений исчисляется сотнями тысяч рублей, без особой нужды выведенных из оборота.
Треть киосков – больше 10 000 – просто закрылись. Тысячи предпринимателей потеряли бизнес, их сотрудники – работу, покупатели – удобную возможность приобрести нужные товары.
Пример малой торговли, увы, не единственный. Издательская отрасль серьезно пострадала из-за запрета рекламы. Владельцы кафе и ресторанов неоднократно жаловались, что потеряли часть выручки и прибыли из-за антитабачного закона.
Очевидно, что антитабачный закон принимался в спешке и не учитывал интересов курильщиков и бизнеса. Теперь практика показывает, что некоторые его положения оказались вредными с точки зрения бизнеса. Важно, чтобы ограничения были оправданными, продуманными и последовательными. Увы, как мы видим, в ситуации с киосками последовательность политики хромает. При всех разговорах о необходимости развития малого бизнеса и предпринимательства реальное положение дел иное.