В Москве начал действовать налоговый сбор. Что нас ждет?
Сегодня, 1 июля 2015 года, в Москве вступает в силу закон о торговом сборе, под действие которого подпадут не менее 130 тысяч ИП и предприятий.
Ирина Хазипова, руководитель отдела автоматизации торговли, компания «Первый БИТ» отмечает, что введение торгового сбора отразится на тех предпринимателях, которые открыли свой бизнес в этом году, а также на малом бизнесе. Внеплановые затраты для них в совокупности с колебаниями валюты и закупочных цен, высокими ставками по кредитам, задержками поставок из-за границы создадут дополнительные сложности для ведения бизнеса. И то, что торговый сбор необходимо будет уплатить даже в том случае, если выручки нет, несет в себе много негатива.
В настоящее время количество закрывающихся торговых точек итак превышает количество открывающихся. Обязательный торговый сбор эту ситуацию может только усугубить. Также в связи с введением торгового сбора будет сокращаться лоточная торговля.
Александр Жарков, председатель Совета Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ заявил, что предпринимательское сообщество очень надеется, что Правительство Москвы сдержит свое обещание и запустит в полном объеме механизм зачета торгового сбора в счет налога на прибыль
По словам руководителя организации, на сегодняшний момент внутренней инструкции в налоговой службе по этому зачету пока не существует и механизм до конца не разработан, но «представители торгового бизнеса очень ждут, что в ближайшее время этот вопрос будет доведен до логического конца».
Александр Жарков также высказал обеспокоенность, в связи с тем что слабо ведется информационная работа о введении торгового сбора.
«Торговый сбор – новое явление для бизнеса, и не все малые предприниматели, которые занимаются торговлей, знают, как именно необходимо подавать уведомление о том, что ты являешься плательщиком торгового сбора, где взять необходимую форму, в какие сроки это нужно сделать, когда будет начислен первый платеж. Ответам на эти вопросы Правительству Москвы стоило бы уделить больше внимания, возможно, при участии экспертов и представителей делового сообщества. Если бы мы ранее не привлекали внимание общества к этой теме, то, наверное, большинство предпринимателей об этом узнали бы, уже когда получили бы штрафы за то, что несвоевременно подали уведомление в налоговую», – рассказал А. Жарков.
Руководитель организации также отметил, что Московское отделение ОПОРЫ РОССИИ готово доносить информацию о том, как механизм вычета будет работать, до предпринимателей. «Мы пытаемся также договориться с налоговой службой Москвы, чтобы совместно разработать какие-то формы обучения для предпринимателей и их бухгалтеров по процедуре администрирования торгового сбора»,– сказал А. Жарков.
Представитель московской ОПОРЫ РОССИИ также выразил надежду, что согласительная комиссия при Департаменте экономической политики и развития г. Москвы, которая будет рассматривать споры по факту начисления торгового сбора на первых порах, станет эффективным инструментом по защите прав предпринимателей в спорных ситуациях.
«Мы предвидим, что спорных ситуаций будет много, ведь власть будет исчислять сбор, исходя из большего количества метров, чем посчитали сами предприниматели. Хочется верить, что это поможет предупредить случаи массовых штрафов предпринимателей за то, что они неправильно, с точки зрения властей, трактовали размер платежа», – пояснил А. Жарков.
Елена Шицина, эксперт компании «Что делать Консалт» отмечает, что уведомление в ИФНС необходимо представить не позднее пяти рабочих дней с начала квартала, с которого введён торговый сбор. В Москве сбор введён с 1 июля 2015 года, и уведомление в ИФНС надо подать не позднее 7 июля 2015 года (4 и 5 июля – выходные дни).
Торговля без постановки на учёт в качестве плательщика торгового сбора приравнивается к ведению деятельности без постановки на учёт, и соответственно в силу п. 2 ст. 116 НК РФ с нарушителя будет взыскан штраф в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени, в результате торговой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.
Сергей Гнедков, директор маркетингового агентства FDFgroup считает, что конечный потребитель от данного сбора только проиграет. Во-первых, магазины будут вынуждены компенсировать новые расходы, и скорее всего, они будут это делать за счет увеличения цен на свои товары. То есть по факту эти сборы будут оплачивать покупатели из своего кармана. Во-вторых, постепенно начнут пропадать маленькие магазинчики «у дома», т.к. из-за небольшого оборота, это новое бремя расходов станет для них неподъемным. Возможно, что даже за хлебом скоро придется ездить в Ашан.
В выигрыше оказываются только государство и крупные торговые сети. Чем крупнее торговая точка, тем меньше торгового сбора необходимо будет платить с 1 кв. м. торговой площади, следовательно, и новое бремя нести легче. Государству станет проще контролировать налоги, т.к. маленьким предприятиям легче уйти от налогов, чем крупному. К тому же налоговым органам потребуется меньше людей для надзора. По сути, данное нововведение — это борьба с мелкими торговыми сетями.