В начале было слово: как билборд дал архаизму «parbunkel» жизнь
Интересный эксперимент в Нью-Йорке провела Джулия Вейст вместе с арт-проектом «14×48» и оператором out-of-home рекламы Lamar, сообщает издание The New Yorker.
Всё началось с того, как американка Джулия Вейст, дипломированный специалист по библиотечному делу, бросила вызов интернету, задавшись целью найти слово, которого бы не было в сети. Ей стало интересно, что будет, если разместить такое слово на виду у прохожих.
Архаизм «parbunkel» Вейст нашла в редкой книге, изданной в 17 веке. Согласно Оксфордскому словарю английского языка, слово означает подъёмное приспособление в виде двух петель канатов. Для Джулии оно стало метафорой (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена) объединения, сближения. Использовать слово она решила во множественном числе: «parbunkells».
Постер «Parbunkells» разместили на рекламной конструкции на здании в тюдоровском стиле на пересечении бульвара Куинс и 71-й Авеню. По оценкам Lamar, недельная аудитория рекламоносителя составляет 125 тысяч человек.
Рекламная кампания началась 12 июня. Поначалу поисковые запросы слова «parbunkells» приводили на сайт Вейст. Затем слово появилось на Реддите, в Фейсбуке (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена) и Инстаграмме (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена). Некто завёл аккаунт с таким названием в Твиттере. Компания Redbubble наладила выпуск футболок, толстовок, кофейных чашек и декоративных подушек с принтом «parbunkells». «Кто-то связал слово с котом, поскольку в интернете без котиков никак», — говорит Вейст. Нашёлся предприимчивый человек, купивший доменное имя parbunkells.org, и разместивший его на eBay с начальной ставкой 8 тыс. долларов и возможностью «купить сейчас» за 20 тыс. долларов. Кроме того, на связь с Джулией вышла группа реконструкторов колониальной эпохи — они интересовались, как им использовать это слово.
На пике популярности арт-проекта количество результатов поиска достигало 22 тыс. 1,3 тыс. человек ежедневно заходили на страничку Вейст. Что интересно, статистика заходов свидетельствовала преимущественно о пользователях мобильных устройств: увидев слово на билборде, люди начинали искать информацию о нём.
Квартира Вейст находится неподалеку от рекламной конструкции, а в её загородной студии сооружена система оповещения, мигающая лампочкой, когда кто-нибудь ищет в интернете «parbunkells».
Вскоре с Вейст свзались представители Lamar. Их интересовали цифры. «Они сильно заинтересовались проектом, ведь он позволяет точно оценить зрительскую аудиторию и определить количество вовлечённых. По крайней мере, в начале просматривалась прямая связь между количеством увидевших и тех, кто стал искать».
Слова как мухи — замечаешь, когда жужжат. Когда не жужжат, они, считай, и не существуют. Выбранное слово изначально не содержало ничего интересного, но только не для тех, кто благодаря Вейст теперь увидел его. «Было много негатива, что характерно при вирусном распространении информации, — говорит Вейст. — Был и троллинг, и переход на личности, что неприятно». Даже Ким Командо, ведущая популярной разговорной передачи на американском радио, называющая себя «диджитал-богиней Америки», написала пост о том, что интернет таки знает не обо всём.
Вейст с удовольствием наблюдала за жизненным циклом этого интернет-события. «Это превратилось в интересный портрет сети. Если вы создаёте некую „лакуну“ и рассказываете о ценности того, что этой „лакуне“ нет описания в интернете, интернет придёт и расскажет, что почём», — говорит Вейст.
Незнакомец создал профиль «parbunkells» в Инстаграмме (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена). «Я была единственным читателем. Но вскоре роли поменялись, — говорит Вейст. — А вчера я получила письмо этого парня с темой „Интернет забирает, интернет отдаёт“. Он отдал мне регистрационные данные профиля и сказал, что аккаунт теперь мой. Ещё он написал, что рассчитывал „срубить бабла по-быстрому“, но не вышло, что он так и не „въехал“».
Вейст говорит, что это необыкновенный опыт, работа над проектом была наполнена как забавными, так и знаковыми и прекрасными моментами.