Виртуальные витрины в метро оказались слишком дорогими

Столичный метрополитен намерен скорректировать условия проведения аукциона на право создания виртуального магазина на станции «Выставочная», сообщают «Известия». Объявленный ранее аукцион, на котором подземка потребовала от участников заплатить минимум 26,7 млн рублей, был объявлен несостоявшимся в связи с тем, что не было подано ни одной заявки. Даже компания, уже организовывавшая пилотный проект на «Выставочной», сочла цену слишком высокой.
Изначально планировалось, что товары будут демонстрироваться на 54 лайтбокс-витринах, смонтированных на колоннах станции «Выставочная». Причем изображения не должны отвлекать ни машинистов, ни пассажиров. В условиях аукциона прописывалось, что победитель не имеет права допускать «реализацию продукции, не соответствующей требованиям действующего законодательства», рекламировать и продавать алкогольную продукцию, табак, табачные изделия, курительные смеси и принадлежности, а также иные товары, не согласованных с метрополитеном. Кроме того, на витринах виртуального магазина нельзя будет допускать «демонстрацию изображений, не соответствующих морально-этическим нормам», а также рекламу услуг и товаров, которые нельзя приобрести в компании-победителе.
Пилотный проект по организации виртуального магазина компанией Media Markt на станции «Выставочная» длился с 28 августа по 28 октября 2013 года. Покупателям предлагалось выбрать товары на 54 лайтбокс-витринах и заказать его одним из четырех способов: с помощью QR-кода (этот способ в итоге выбирали 93,5% клиентов) или NFC-метки, позвонив в call-центр или отправив SMS. Наиболее популярными категориями товаров стали телевизоры, ноутбуки и планшеты.
Однако, несмотря на то что пилотный проект был признан удачным, компания даже не подала заявку на участие в аукционе. В Media Markt отказались комментировать объявленный подземкой открытый аукцион. Однако источник, знакомый с ситуацией, пояснил, что компания решила не принимать участие в торгах, поскольку сочла выставленную метрополитеном сумму слишком большой. Рентабельными подобные условия были бы только для крупных интернет-магазинов, продающих сотни товаров в день.
В свою очередь, подземка готова пойти навстречу бизнесменам. В пресс-службе столичного метрополитена пояснили, что планируется проведение повторного тендера. Его условия будут скорректированы, чтобы сделать торги более привлекательными для участников. Если опыт виртуального магазина окажется удачным, такие объекты появятся и на других станциях метро, уточнили в подземке.
По мнению генерального директора аналитического агентства INFO Line Ивана Федякова, станция «Выставочная» как место для первого виртуального магазина имеет свою специфику.
— На ней нет более-менее стабильного трафика: есть безумная пиковая нагрузка во время проведения деловых мероприятий, когда нет желания задерживаться у витрин. Эти периоды сменяются затишьем с минимальным числом потенциальных клиентов, поскольку жилых домов в окрестностях нет, — сказал он.
Для новых виртуальных магазинов, по словам Федякова, надо учесть недостатки пилотного проекта.
— Трафик должен быть не слишком большим, чтобы было время рассмотреть товар, и не слишком маленьким. Однако перспективы у проекта неплохие: московский потребитель избалован выбором, и этот формат может привлечь его внимание, — сказал он. — Кроме того, хоть столичное метро и самое красивое в мире, находиться в нем долгое время по ряду причин некомфортно, это также следует учитывать.
Среди потенциальных участников аукциона Федяков назвал магазины «Юлмарт», DNS, «Ситилинк» и «М.видео». При этом эксперт предположил, что они могут принять участие в конкурсных процедурах, только если условия будут скорректированы.
— Любой проект должен пройти период раскачки, люди должны к нему привыкнуть, поэтому компании рискуют. А метрополитен сразу выставил слишком высокую цену, — отметил он.
Впрочем, эксперт полагает, что для столичной подземки можно найти более удачный формат.
— В Корее на станциях метро висят плакаты с ассортиментом продуктовых магазинов, пассажиры в ожидании поезда сканируют QR-код и заказывают продукты. Подобные проекты у нас реализует «Ситилинк», через QR-код покупатель попадает на сайт интернет-магазина и может сделать заказ. Именно такой формат стоит использовать в метро. Это дешевле для ритейлеров, а для метрополитена может быть не менее выгодным, чем организация виртуального магазина, поскольку способ сканирования QR-кода или NFC-метки выбирается чаще всего — у большинства москвичей есть смартфоны. Такие плакаты также позволяют повысить доходы от рекламы, а также дают возможность повысить на нее расценки, — рассказал он.
В то же время Федяков усомнился в том, что заказчиком должен выступать сам метрополитен. По мнению эксперта, подземке нужно сосредоточиться на профильной — транспортной — функции.