«Яндекс-Маркету» понравилась CPA модель
Как сообщают «Ведомости», ссылаясь на Павла Алешина, гендиректора «Яндекс.Маркета», одна из самых крупных торговых интернет-площадок РФ «Яндекс-Маркет» закончила тестировать новую модель, при которой связанные с ней интернет-магазины оплачивают не переходы пользователей по ссылкам, а оплачивают проценты за приобретенный ими товар. В настоящее время «Яндекс-Маркет» начал перевод на новую модель основную массу товарных категорий.
Издание напоминает, что ранее интернет-магазины оплачивали фиксированную комиссию за переход на сайт (Cost Per Click, CPC), новая модель также предусматривает фиксированную комиссию, но уже за покупку (Cost Per Action, CPA). В начале тестового периода, такая комиссия составляла 1 процент от цены покупки, но 2 недели назад «Яндекс.Маркет» повысил её сразу в двое и она составляет 2%.
По словам Павла Алешина, 1% комиссии по сути не влиял ни на что и в тестовом режиме это было нормально, т.к. было без разницы 100 заказов в день или 200. Более важно было, чтобы магазины учились работать по данной схеме.
Впрочем, плата за покупки не является ноу-хау «Яндекс-Маркет», практически все мировые онлайн-площадки используют эту схему. К примеру, известный во всем мире интернет-ритейлер Amazon при продаже ПК берет минимально 6% комиссионных, а в среднем для большинства популярных товаров - от 8 до 15%.
Прямые конкуренты «Яндекс-Маркет» - Price.ru и «Товары Mail.ru» в данный момент не применяют CPA-модель и пока не планируют. Но как заявил изданию представитель Mail.ru Group технически CPA-модель у них уже полностью разработана, и они смогут на неё перейти в любой момент.
Мнения участников рынка
Надежда Мерещенко, генеральный директор performance-агентства Adventum
Оплата за переход на сайт – CPC – постепенно будет уходить в прошлое. Это неочевидная история прибыли. Вы не знаете, совершит пользователь целевое действие, оказавшись на сайте, или нет. Продажа не состоялась, но вы потратили определенный бюджет на клики. Что касается работы поCPA-модели, это шаг к настоящему performance (ред. performance-маркетинг, результативный маркетинг).
Со временем многие интернет-магазины будут продавать прямо на «Яндекс.Маркете», потому что это достаточно удобно и прозрачно с финансовой точки зрения. Однако важно понимать, что не для всех бизнесов такая схема работы одинаково хороша. Она не подходит компаниям, которые предлагают персонализированные и дизайнерские товары. Уникальное предложение по продукту они могут сконструировать только на собственном сайте. Кроме того, из-за сложной интеграции нерентабельно продавать на «Яндекс.Маркете» небольшим интернет-магазинам. Не надо также забывать, что вы ограничиваете своих продавцов в возможностях апсейла сопутствующих товаров и услуг, продавая только на маркете.
Максим Димитров, основатель интернет-магазина домашней одежды futujama.ru
Яндекс.Маркет планомерно движется в сторону полноценного маркет-плейса и стремится пропускать денежный поток через себя. Это соответствует мировой практике: Amazon, Ebay, Aliexpress, JD, наконец, отечественный Wikimart.
Что это означает для интернет-магазин
С одной стороны – сокращение рисков «слива бюджета», упрощение управления ставками (нужно подготовить качественный фид, получать заказы и обеспечить качественный процессинг заказа) с другой стороны – снижение контроля над каналом продаж: Яндекс поднял комиссию с 1% до 2% после завершения эксперимента, следует ожидать, что по мере роста популярности CPA-модели комиссия будет подниматься и дальше.
Что означает для клиентов?
Для конечного покупателя практически ничего не изменится, разве что добавится гарантия выполнения заказа со стороны Яндекс.Маркета, см. Система защиты покупателей. Сейчас CPA модель предполагает два механизма оплаты: предоплата через Яндекс.Маркет и оплата на месте, со временем, можно ожидать перехода к предоплаченным заказам, т.е. покупатель привязывает банковскую карту к Яндекс.Маркету, и далее делает все заказы через нее.
Что это означает для Яндекс.Маркета:
С одной стороны – пропуск финансовых потоков через себя, увеличение влияния в этом канале продаж, рост выручки. С другой стороны – углубление в операционный процессы оплаты/доставки (именно с этой целью был открыт сервис Яндекс.Доставка) и увеличение ответственности перед покупателями, т.к. при CPA-модели клиенты фактически заказывают товары у Яндекс.Маркета и могут оплачивать товары через него, соответственно в случае проблем (срыв сроков доставки, несоответствие товара описанию на сайте, брак, др.) пользователи будут обращаться в Яндекс.
В целом, переход к CPA-модели – последовательный и разумный шаг для маркетплейса, который повысит прозрачность работы как для интернет-магазин
Роман Клевцов, генеральный директор Optimism.ru
Решение Яндекса отойти от стандартной модели оплаты за переходы на сайт – это, в первую очередь, шаг навстречу самим продавцам. Конечно, это продиктовано и желанием заработать на своем сервисе, который по сути станет единственной в Рунете торговой площадкой, работающей по модели CPA.
Очевидно, что Яндекс.Маркет уже не первый год готовился к такому переходу. Предполагаю, что увеличение комиссии до 2% от стоимости покупки – это установленная величина процента на тестовый период. Яндекс хочет сделать переход плавным и безболезненным для всех, поэтому планируется плавно расширять категории товаров, которые работают по CPA-модели.
Мы как компания, предоставляющая услуги CPA и активно сотрудничающая с европейской партнерской сетью Trade Tracker, прекрасно знаем о всех преимуществах модели «оплаты за результат». Это наиболее прозрачная и эффективная схема работы, которая позволяет контролировать KPI и сокращать финансовые риски. Думаю, что в скором времени большинство сайтов-клиентов осознает её преимущества и «Яндекс.Маркет» станет первой ласточкой среди торговых площадок.