Yandex Data Factory предскажет спрос на товары со скидкой
Согласно статистике, на товары со скидкой приходиться порядка трети выручки российских торговых сетей, вследствие чего ритейлеры уделяют пристальное внимание тому, чтобы предсказать возможный спрос на эти группы товаров.
Как сообщают «Ведомости», ссылаясь на представителя компании YDF, в данный момент ритейлер X5 Retail Group тестирует новую программу предсказания спроса на товары со скидками в «Пятерочках». Разработчиком данной системы является Yandex Data Factory (YDF, структура «Яндекса»). Этот сервис полностью основан на современной технологии машинного обучения, и уже прошли его пилотные испытания в различных регионах.
С начала 2016 года сервис тестировался в Липецкой области, основной прогноз делался для промоакций типа «регулярные скидки, действующие в течение одной недели», в далее модель была использована и для всех других типов промоакций. По словам представителя YDF, для составления прогноза выбирались от 108 до 135 видов товарной продукции. Сервис выдал прогноз в 87 процентов с точностью до 1 упаковки, а в 61% прогноз был безошибочным.
Представитель ритейлера X5 Retail Group заявил, результаты сервиса оцениваются как положительные, но в тоже время его нельзя назвать полностью готовым инструментом для использования в бизнес-аналитике, на основании этого вопрос о его внедрении даже только для сети «Пятерочка» остаётся открытым.
Издание отмечает, что и другие крупные ритейлеры России используют системы для планирования спроса, но они преимущественно разрабатывают собственные программы. К примеру, ГК «Дикси», по словам ее представителя Антона Пантелеева, использует внутреннюю аналитическую базу, разработанную в компании, и постоянно ее совершенствует.
Комментирует Мария Тимофеева, директор проекта Киберпонедельник cmonday.ru:
Данная технология является интересной, но она не станет альтернативой большой сезонной распродаже. Во-первых, потому что регулярные скидки на товары повседневного спроса и сезонные скидки на неликвидный товар решают разные задачи. Кроме того, на наш взгляд, правильный способ для ритейлера - не демпинг, коим являются постоянные скидочные акции на товары повседневного спроса, а привлечение новых клиентов из поля несформированного спроса.
Интересно было бы увидеть аналогичные функции для непродуктового ритейла с его спецификой, а также для e-commerce, и протестировать подобный функционал во время проведения крупных онлайн-распродаж и сезонных стоков. Я уверена, что подобный сервис помог бы участникам массовых распродаж, таких как Киберпонедельник или День Холостяка, более грамотно планировать ассортимент и скидки, и как следствие получать более выраженный эффект от участия.